Охота на ведьм — одна из самых темных и кровавых страниц в истории человечества. В Германии в период с конца XV до середины XVII века было сожжено более 100 000 человек, обвиненных в колдовстве. И все это стало возможным благодаря одной-единственной книге — «Молоту ведьм», ставшей самым мощным оружием Святой инквизиции.
Путь к кровавому триумфу
Долгое время за право судить колдунов боролись светские и духовные власти. Церковь жаждала искоренения любого инакомыслия, в то время как государство требовало наказывать колдунов лишь за их преступления. Переломным моментом в этой борьбе стало 5 декабря 1484 года, когда Папа Иннокентий VIII подписал «Ведовскую буллу». Этот документ окончательно легализовал деятельность инквизиции, позволив ей сосредоточиться на установлении «истинной веры» любой ценой.
Главным виновником появления этой буллы был Генрих Крамер, служивший инквизитором Верхней Германии. Именно он, вместе со своим коллегой Якобом Шпренгером, составил текст буллы и добился ее подписания Папой. Обзаведясь этим документом, устраняющим все препятствия, оба инквизитора энергично приступили к делу. Только за месяц, оставшийся до конца 1484 года, ими было сожжено 48 человек, а в следующем году Крамер сжег 85 человек в одном только Вормсе.
Однако Крамер испытывал серьезные трудности в своей деятельности Папская булла не могла защитить его от народного гнева, и в 1485 году ему пришлось бежать из Вормса. Тогда инквизитор решил раз и навсегда покончить с любым возможным сопротивлением и задумал написать «божественную священную книгу», которая бы навечно утвердила за инквизиторами право карать ведьм.
Рождение «Молота ведьм»
Но репутация самого Крамера оставляла желать лучшего, поэтому книга, написанная им, вряд ли стала бы авторитетной. Тогда Крамер берет себе псевдоним «Инститорис», переведя свою фамилию с немецкого на латынь, и привлекает в качестве соавтора Якоба Шпренгера. Оба профессора теологии и члены ордена доминиканцев с энтузиазмом принялись за работу, и уже весной 1487 книга была издана под эгидой Кёльнского университета.
Необходимо отметить, что работа Шпренгера над книгой ограничилась лишь вводной частью, а всю остальную работу выполнил сам Генрих Инститорис. Он назвал свое творение «Malleus Maleficarum», что на русский переводится как «Молот ведьм». Однако этот перевод не вполне корректен, поскольку слово «maleficarum» не означает «ведьма», а скорее «зло, вредительство». Таким образом, более точный перевод названия — «Молот злодеяний».
Триумфальное шествие «Молота ведьм»
Несмотря на все ухищрения Крамера, «Молот ведьм» ждал просто оглушительный успех. В следующие 9 лет он был издан 9 раз, а всего насчитывается 29 его переизданий. Книга сразу же получила множество положительных отзывов — богословы, юристы и философы восторгались ею, поэты посвящали ей оды, а даже император Священной Римской империи и Папа Римский рассыпались в комплиментах, подчеркивая правоту изложенных в ней тезисов.
Разгадка этого невероятного успеха, по-видимому, кроется в простоте и «серости» «Молота ведьм». Тысячи верующих покупали книгу, а сотни тысяч прихожан слушали ее в храмах, не нуждаясь в разъяснениях экспертов-теологов. Именно эта легкость восприятия и наделила книгу таким непререкаемым авторитетом, что священники зачитывали ее на своих проповедях, практически приравняв к самой Библии.
Кроме того, «Молот ведьм» буквально пестрил пугающими и чудовищными подробностями о ведьмах. Авторы описывали в мельчайших деталях, как ведьмы совершают омерзительные ритуалы, заключают сделки с дьяволом, летают на шабаши и совращают невинных. Эта жуткая эротика вкупе с религиозной риторикой оказывали мощное воздействие на умы суеверных людей того времени.
Кровавое наследие
Таким образом, «Молот ведьм» стал одним из самых влиятельных трактатов в истории человечества. Он развязал самую кровавую охоту на ведьм, унесшую жизни сотен тысяч. И хотя прошло уже более 500 лет, зловещее наследие этой книги до сих пор оказывает влияние на общественное сознание. Даже само имя одной из самых известных сказочных ведьм, Малефисенты, произошло от термина «maleficus», использованного в «Молоте ведьм».
Некоторые исследователи считают, что жестокая охота на ведьм была выгодна многим влиятельным силам того времени. Так, аристократы могли избавляться от неугодных им крестьян, присваивая их имущество. Ревнивые соседи получали возможность свести счеты с неприятными им людьми. А церковь укрепляла свою власть, уничтожая любое инакомыслие.
Остается лишь надеяться, что подобные трагедии никогда больше не повторятся, и человечество извлечет уроки из этой ужасающей страницы истории. Ведь даже спустя столетия, одно лишь упоминание «Молота ведьм» вызывает содрогание от осознания той бездны человеческой жестокости, которую способен открыть один лишь текст.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи!