Найти в Дзене

«Познай самого себя»

«Познай самого себя» «Не выходя за порог своего дома, ты можешь познать всё на свете. Не выглядывая в окно, ты можешь знать Пути Неба. Чем дальше ты уезжаешь, тем меньше ты знаешь. Путешествуй, не путешествуя. Делай, не делая». Эта песня «Beatles», написанная Джорджем Харрисоном – видимо, первая песня в каноне европейской популярной музыки, популяризирующая древнекитайского мудреца Лао-Цзы. Недеяние. У-вэй. Об этом понятии мы неоднократно говорили. А что такое недеяние? Это очень просто – не нужно гнаться за придуманными желаниями; поступай естественно. Я люблю путешествовать, люблю оказываться в новых местах. Люблю слушать новую музыку, читать новую книгу, смотреть новое кино, разговаривать с новыми людьми. Но ничто из этого не даёт мне то, что мне нужно на самом деле. А на самом деле мне нужно, чтобы я был захвачен процессом жизни, чтобы каждую секунду было так интересно, что я не мог бы оторваться; чтобы было легко и светло внутри; чтобы чувствовать, что это – настоящее.

«Познай самого себя»

«Не выходя за порог своего дома, ты можешь познать всё на свете.

Не выглядывая в окно, ты можешь знать Пути Неба.

Чем дальше ты уезжаешь, тем меньше ты знаешь.

Путешествуй, не путешествуя.

Делай, не делая».

Эта песня «Beatles», написанная Джорджем Харрисоном – видимо, первая песня в каноне европейской популярной музыки, популяризирующая древнекитайского мудреца Лао-Цзы.

Недеяние. У-вэй. Об этом понятии мы неоднократно говорили. А что такое недеяние? Это очень просто – не нужно гнаться за придуманными желаниями; поступай естественно.

Я люблю путешествовать, люблю оказываться в новых местах. Люблю слушать новую музыку, читать новую книгу, смотреть новое кино, разговаривать с новыми людьми. Но ничто из этого не даёт мне то, что мне нужно на самом деле.

А на самом деле мне нужно, чтобы я был захвачен процессом жизни, чтобы каждую секунду было так интересно, что я не мог бы оторваться; чтобы было легко и светло внутри; чтобы чувствовать, что это – настоящее.

Это состояние Сократ называл «эвдемонией». Состояние Радости Духа. Только его достижение и является важным в жизни.

Все остальное, что нас учили считать важным: богатство, знания, связи, семья, религия, философия, путешествия, общение – только методы достижения кратковременного состояния удовлетворения. А нам нужно чувствовать, что мы делаем то, что нужно; что мы такие, какими мы хотим быть. И мы — То, что есть; мы — истина. Только это нам и нужно.

Но еще мы любим, когда на нас обращают внимание, правда?

Скажем так – нас приучили думать, что это необходимо для нашего выживания. Для этого и существует воспитание: научись общим формулам поведения, будь как все, и тебя примут за своего; все будет в порядке.

Когда ребенок подходит к другому и говорит – «давай с тобой играть?» – мы начинаем играть. И потом играем всю жизнь; и вдруг выясняется, что мы хотели не этого.

Вот это и интересно узнать – что же мы хотим на самом деле?

И в любом произведении искусства важно на самом деле только одно – как оно на тебя действует.

Не важно – ни кто, ни где, ни когда, ни драма жизни, ни характер художника: только одно существенно – стало ли тебе лучше от этого произведения искусства? Стало ли светло на душе, стало ли радостно? Тронуло ли оно тебя? Ведь произведение искусства – как эталон истины, спущенный с неба. Оно говорит – вот как прекрасно должно быть: дотягиваешь?

Поэтому в древнем Китае по городам и весям империи возили камертон, чтобы проверить – не отклоняется ли музыка данного края от идеального звука. Потому что в Китае знали, что от правильной музыки в стране наступает процветание, а неправильная музыка разрушает.

И именно поэтому в 20-м веке таким поклонением были окружены музыканты – все чувствовали, что они приносят небо на землю. Они поют про то, как должно быть.

В книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» сказано так.

Один из величайших мудрецов Древней Греции Анаксагор всю жизнь отличался не только знатностью и богатством, но и великодушием. Свое наследство он уступил родственникам, и, в конце концов, отказавшись от всего, занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких государственных делах.

Его спросили: «И тебе нет дела до отечества?»

Он ответил: «Отнюдь нет, мне очень даже есть дело до отечества» – и указал на небо.

Когда он умер, граждане Лампсака погребли его с почестями, а на могиле написали:

«Тот, кто здесь погребен, перешел пределы познания –

Истину строя небес ведавший Анаксагор».

-2

В последнее время много приходится слышать о защите самобытной русской культуры от растленного Запада. По этому поводу хочу напомнить спорщикам несколько довольно очевидных вещей. Ни одна культура не возникает из пустоты. Вот, например, вся европейская цивилизация выросла именно из культуры Древней Греции, которая потом была переработана Римом.

Письменность на Русь принесли болгарские просветители Кирилл и Мефодий; а учитывая, что первый известный древнерусский писец поп Упырь Лихой (или, по-скандинавски, Упир) был известным рунорезцем, то до введения кириллицы на севере Руси, видимо, писали рунами.

Древнерусская архитектура была создана при активном содействии мастеров из Германии, присланных сыну Юрия Долгорукого великому князю Андрею Боголюбскому его другом, императором Фридрихом Барбароссой (так сказано в летописях). Речь идет о таких жемчужинах древнерусской архитектуры, как храмы Покров-на-Нерли и Успенский собор во Владимире.

Древнерусская живопись пришла из Византии.

Говоря же про исторический период, неплохо помнить, что все русские живописцы этого периода ездили обучаться в Европу – начиная с основателей новой русской живописи Ивана Никитина (который учился в Италии) и Андрея Матвеева (который учился в Голландии).

Кстати, русские композиторы, начиная с Глинки (который обоснованно считается родоначальником русской симфонической музыки), тоже часто ездили на учебу в Италию.

А поэзия – начиная с Василия Тредиаковского, основателя стихосложения на Руси, который получил образование в Сорбонне и которого высоко ценил Пушкин – всегда опиралась на французскую и другую европейскую поэзию (вплоть до бардов 1950-х – 1960-х годов).

И в этом нет ничего плохого: все, что есть в любой культуре, поначалу приходит в неё из других культур, которые ее старше – но со временем обретает уникальные и бесценные черты.

Однако если культуру изолировать от остального мира, лишить ее постоянного притока новой крови и новых идей, то вместо того, чтобы обогащаться и развиваться, культура начинает вырождаться.

Вот у меня иногда спрашивают: «Вы всё еще испытываете сильные эмоции, или уже поднялись над этим уровнем? Как, по-Вашему, правильно: когда есть «упоение в бою и бездны мрачной на краю», или всё вокруг лишь иллюзия, и «настоящему буддисту ничего нигде никак»?

Нелепость про «настоящего буддиста», очевидно, сочинили люди, не имеющие ни малейшего представления о буддизме; остряки из подворотни, которые и сами ничего не знают, и в силу своего невежества считают, что знать нечего.

Буддисты – как наблюдательные люди – давным-давно обратили внимание, что любая привязанность в итоге приносит боль, и – если не хочешь боли – избавься от привязанностей.

Но это не значит, что они ничего не чувствуют; чувствуют, и еще как – и восторг от красоты мира, и печаль от иногда нелепого и страшного поведения людей. Но – с тем, как человек продвигается в своем духовном развитии – на каждом новом уровне восприятия жизни у него раскрываются новые горизонты и появляются новые эмоции, говорить о которых словами я не умею.

А под конец – о самом важном.

Часто можно прочитать, как буддийские монахи тратили все деньги на то, чтобы купить на рынке живую рыбу и выпустить ее в реку.

Зачем? – спросите вы.

Для того, чтобы, отпуская живых существ на свободу, накопить позитивную энергию: эта энергия на санскрите называется «punya», на тибетском – «сонам», по-английски ее зовут «merit», а в русском буддизме ее именуют «заслуга». Для того, чтобы количество ее в человеке возрастало, конечно, не обязательно покупать рыб и отпускать их в реку – нужно просто совершать поступки, приносящие добро живым существам.

Так вот, эта энергия – приносящая пользу и защищающая сила, она притягивает удачу и благоприятные условия, исправляет ум человека и его внутреннее самочувствие, и ведет, кстати, к хорошему перерождению.

Она накапливается, как результат хороших дел или даже мыслей. Обратите внимание – да, даже мыслей, пожеланий, молитв. Заслуга – основное понятие этики буддизма.

Но вернемся к энергии. Китайцы ее называют «чи». Кельты – «форса баха».

А суть дела в том, что совершённые человеком добрые дела приносят – не сразу, но приносят – заметное изменение твоего положения в мире. Я подозреваю, что именно поэтому богатые люди начинают со временем (потому что никуда не деться) заниматься благотворительностью.

Так что обращайте внимание на энергию.

Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов:

https://yoomoney.ru/to/4100118560835057