Найти в Дзене
Avia.pro - СМИ

ЕГЭ или русская рулетка? Как талантливые дети остаются за пределами элитных вузов

Ну что, дорогие выпускники и их родители, разгоняемся по траектории социального лифта, отправляемся в блестящее будущее, о котором так мечтали. Итак, все вздохнули с облегчением — ЕГЭ остаётся! Правительство РФ решило, что отменять это великое изобретение не стоит. И зачем? Ведь это же "высокотехнологичный, независимый экзамен", который, по словам Рособрнадзора, никоим образом не ухудшает положение выпускников. Правда, ни одного разумного предложения взамен пока никто не придумал. И если никто не придумал, то зачем что-то менять? Логика безупречная.

Социальный лифт: Пропуск только для избранных?

ЕГЭ — это ведь не просто экзамен, это самый настоящий социальный лифт, как нам упорно внушают. Вот только интересно, куда едет этот лифт? Кажется, что не вверх, а куда-то прямиком в ад, где таланты из глубинки оседают на "дне" конкурсных списков. Взять хотя бы недавний случай с Московским государственным медицинским университетом имени Сеченова, где десятки стобалльников благополучно "пролетели" мимо бюджета. Ребята, которые зубрили ночами напролет, потеряли всю свою надежду, когда увидели, что на бюджетные места прошли другие. Стоп, а кто же это такие? Мы не можем этого точно знать, но, видимо, социальные лифты просто вышли на технический перерыв и решили не брать с собой самых "достойных". Они ведь и так высоко — целых 100 баллов по ЕГЭ!

А вы, уважаемые выпускники, не думали, что лифт может просто переполниться? Видимо, внутри те самые "элиты", которым априори нужнее. Но не переживайте, в Рособрнадзоре вам обещают, что система прозрачна, как стекло. Просто стекло слегка запотело от напряжения.

Высокие технологии и нервы как стальные тросы

О, эта фраза про "высокотехнологичный" ЕГЭ! Вы только представьте: выпускники, как суперкомпьютеры, проходят через сложнейшие алгоритмы тестов, где каждый ответ просчитывается, оценивается и заносится в космическую базу данных. Вузы только и ждут этих результатов, чтобы на конвейере выдавать билеты в успешную жизнь.

Но что-то пошло не так, и вместо того, чтобы перешагнуть порог университета мечты, наш стобалльник оказывается где? Правильно — у разбитого корыта. Как в той сказке, где золотая рыбка сначала давала всё, а потом — ничего. Только здесь вместо золотой рыбки — сломанный принтер с ответами ЕГЭ. Или просто ошибка системы, ведь высокие технологии, знаете ли, иногда подводят.

"Зарекомендовал себя как современный и независимый" — или как экзамен для избранных?

ЕГЭ — это не просто экзамен. Это целая философия! Это символ надежды для детей из провинции, которых, по идее, ждет Москва с распростертыми объятиями. Не зря же глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ помогает талантливым детям из небольших городов поступать в ведущие вузы страны. Так что не волнуйтесь, юные гении из уездных городков, ваши шансы на успех практически такие же, как у человека, пытающегося выиграть лотерею. Да, это он — великий социальный лифт! Только с каждым годом кнопки в лифте становятся всё более запутанными, а инструкция — менее понятной.

И что самое интересное, жалобы поступают не только от тех, кто не смог сдать экзамен, но и от тех, кто его сдал идеально. Например, в этом году волна возмущений пришла от тех самых "стобалльников", которые обнаружили, что даже их блестящие результаты не помогли пробиться на бюджетные места. Ну что же, это просто игра в современную русскую рулетку — кто попадет в вуз, а кто нет. Стобаллы? Не беда. Может, повезет в следующем году.

А что там с альтернативами?

И вот наступает самый интересный момент — альтернатив-то у нас нет! Да, ни одного предложения, которое бы не ухудшило положение выпускников. То есть все 145 миллионов россиян, из которых каждый второй с детства мечтает избавиться от ЕГЭ, так и не придумали ничего лучше. Рособрнадзор лишь развел руками: "Ну что вы, дорогие, мы ведь так старались, создавали систему, проверяли, внедряли инновации". Да, конечно, никто не предлагает альтернативы, ведь куда уж нам, простым смертным, понять всю глубину инженерной мысли создателей ЕГЭ?

Потому что все прекрасно понимают, что любые изменения будут равносильны "прыжку в неизвестность". И вообще, разве можно поставить под угрозу столь продуманную, а главное — "независимую" систему? Нет уж, лучше пусть дети дальше продолжают заполнять тесты, как рабочие на конвейере, выдавая идеальные продукты — высокобалльные результаты, не всегда отражающие реальные знания, но зато отлично вписывающиеся в государственную статистику.

ЕГЭ как шоу, или Как выжить в реальности?

Может, пора уже превратить сдачу ЕГЭ в национальное телешоу? Представьте: камеры фиксируют каждую минуту, когда выпускники заполняют бланки, сидя под всевидящим оком видеонаблюдения. Зрители могут делать ставки на то, кто быстрее справится с тестами, а финалисты отправляются на "битву стобалльников", где главный приз — заветное бюджетное место в вузе. А что? Такая программа точно станет популярной! Ведь в реальной жизни ЕГЭ и так уже больше напоминает шоу с элементами драмы.

Главный герой этой драмы — выпускник, который прошел через все круги подготовки, тестирования и мучительных ожиданий результатов, чтобы в конце увидеть, что социальный лифт едет не для него. И, конечно, никто не несет ответственности за то, что результаты могут быть ошибочными, а конкурс на бюджетные места — непрозрачным.

Ну, а тем, кто остался за пределами элитных вузов, не переживайте. Лифт всё равно едет только в одну сторону — вверх, и скоро он вернется за вами. Правда, никто не обещал, что этот путь будет легким. Ведь с ЕГЭ всегда всё, как в настоящем драматическом спектакле: немного комедии, чуточку трагедии, и много-много вопросов без ответа.

ЕГЭ остаётся, а вот что дальше? Как советские учебники спасают школьников от современных "высоких технологий"

Ну что ж, дорогие граждане, можете выдохнуть: ЕГЭ никто отменять не будет! Не волнуйтесь, не пытайтесь найти альтернативы, расслабьтесь и продолжайте учить своих детей по тем самым "высокотехнологичным и независимым" стандартам, которые вот уже десятилетия делают жизнь выпускников такой увлекательной. Правда, после очередной консультации с учителем биологии, кажется, возник вопрос: а куда вообще катится это самое современное образование?

Давайте разберёмся. Сегодняшний визит в школу подарил мне озарение: для того чтобы ребёнок, особенно 9-классник, хорошо знал биологию, ему… нужны учебники советской программы. Нет, вы не ослышались! Учитель биологии торжественно сообщил, что современные учебники не подходят для качественного образования, и если мы хотим добиться настоящего успеха, нужно вернуться к корням. Вспомнить времена, когда трава была зеленее, деревья выше, а учебники — полезнее.

Современное образование: высокие технологии или низкий уровень?

Серьёзно? Советские учебники? Выглядит так, будто современные образовательные программы погрузились в некое интеллектуальное болото. Да, современные учебники, как и ЕГЭ, вроде бы высокотехнологичны: все эти графики, яркие картинки, QR-коды и ссылки на модные видеоуроки, которые должны заставить учеников полюбить предмет. Но вот только что-то не складывается. Вроде бы все стало ярче, красивее, технологичнее, а знания… ну, они куда-то испарились. Как вода в пустыне.

Получается, что чем больше "инноваций" в учебнике, тем меньше там реальной, настоящей информации? Кажется, что современное образование стремится к тому, чтобы знания подавались в форме брошюры для туристов: побольше картинок, поменьше текста. Прямо как пост в Instagram (запрещен в России): достаточно одного предложения, чтобы всё "понять". Но, к сожалению, экзамены всё-таки требуют немного больше, чем лайкнуть картинку с симпатичной лягушкой.

Советские учебники: машина времени для ума

Учитель биологии, не моргнув глазом, сказал, что если бы современные дети учили биологию по советским учебникам, то у них не возникло бы никаких проблем с пониманием предмета. То есть, представьте себе: книга, напечатанная на пожёлтевших страницах с небольшими чёрно-белыми иллюстрациями, без всяких QR-кодов, закадровых голосов и графических мемов, может дать больше знаний, чем все эти современные "высокие технологии".

Это всё равно что сказать современному подростку: "Забудь про смартфон, вот тебе роторный телефон, крути диск — и мир станет лучше!" Но дело в том, что здесь это не шутка. Это реальность. Советские учебники, несмотря на их почтенный возраст, внезапно становятся оружием против бездушного, поверхностного подхода к обучению, который нам навязывают сегодня. Это не просто книга — это целая философия, в которой ещё существовали такие архаизмы, как глубокие знания, а не способность за пять минут сдать тест, ничего не поняв по сути.

Что не так с современным образованием?

А что же с современным образованием? Оно ведь должно было стать лучше, правда? У нас есть компьютеры, интернет, интерактивные доски и искусственный интеллект. Почему же тогда учитель биологии говорит, что советские учебники — лучше? Может быть, потому что современные программы всё больше напоминают плохо написанный сценарий телешоу: ярко, эффектно, но смысла — кот наплакал. В попытке "облегчить" детям учебный процесс и сделать его "интереснее", образовательная система превращает обучение в забавную игру. Но, как показывает практика, победителей в этой игре становится всё меньше.

Образование должно быть захватывающим, верно? Ну, так и есть. Сегодня оно захватывает… в плен поверхностного восприятия информации. Учебники наполнены "высокотехнологичными" методами, чтобы удержать внимание подростка хотя бы на минуту, но вот беда — сами знания в них как-то теряются. Это напоминает пирог, в котором вместо начинки — только тесто. Да, на первый взгляд красиво, но вот по факту — бесполезно.

ЕГЭ и новые стандарты: не то, чем кажутся

И вот тут мы снова возвращаемся к нашему любимому ЕГЭ, этому шедевру современного образования. Как система оценки знаний, ЕГЭ должен был стать революцией в образовательной сфере. Но почему-то, даже с его внедрением, талантливые дети по-прежнему вынуждены возвращаться к старым добрым учебникам советской программы, чтобы хоть что-то понять. Это как если бы вы купили новейший смартфон, но обнаружили, что для звонков вам всё равно нужно искать старый проводной телефон. Потому что да, смартфон красивый, но как звонить — неясно.

И вот тут становится ясно: ЕГЭ — это не столько про знания, сколько про умение сдавать тесты. Мы создаем целое поколение людей, которые идеально умеют "играть" по правилам, заполнять бланки, выучивать шаблонные ответы и решать стандартные задачи. Но вот стоит отойти чуть в сторону от стандарта — и всё, теряются. Современные школьники тренируют свою память, как спортсмены перед олимпиадой, но знания, как ни странно, остаются где-то на втором плане.

Что нас ждёт дальше?

Вопрос остаётся открытым: если советские учебники по-прежнему лучше, то зачем мы вообще внедряли все эти высокие технологии в образовательный процесс? Может быть, стоит не только оставить ЕГЭ, но и добавить обязательный предмет: "Как сдавать ЕГЭ и не сойти с ума"? А заодно внедрить во все школы учебники 70-х годов — всё равно дети учатся по ним, чтобы действительно что-то понять. Тогда, возможно, социальный лифт перестанет ломаться на каждом этаже, а ученики смогут не просто запоминать ответы на тесты, а реально учиться.

Современное образование словно бесконечный эксперимент над детьми. Они как подопытные кролики: каждый год новые программы, новые тесты, новые правила. Но вот результат всегда один: те, кто реально хотят что-то знать, возвращаются к доброй старой классике, к учебникам, по которым учили ещё их родителей и учителей.

Так что, дорогие родители, если хотите, чтобы ваш ребёнок действительно знал биологию (или любой другой предмет), не стоит тратить деньги на дорогие учебные пособия с интерактивными функциями и яркими картинками. Просто найдите старый советский учебник на антресолях. А ЕГЭ? Ну что ж, к ЕГЭ готовьтесь, как к испытанию на выносливость. Этот социальный лифт с порванными тросами всё равно никуда не денется.