Найти в Дзене

Страна души. Джиппинг на УАЗах. Ольгинские водопады

Следующей достопримечательностью на маршруте были… нет, не Ольгинские водопады, а вездесущие коровы. Их было так много, что для того, чтобы пропустить животных, джипам пришлось остановиться рядом с торговой точкой с очень абхазским названием «Хацапетовка». Лично у меня сразу возникли ассоциации с фильмом «Доярка их Хацапетовки». Опять же коровы рядом… Вообще, во время поездок частенько встречаются забавные названия. Например, в Дагестане в районе Ирганайского водохранилища нам встретилось кафе «Курица #1». Поскольку в Дагестане неофициально всё же имеется многожёнство, думаю, что название посвящено старшей жене хозяина. 😜 Правда, фото из автобуса сделать не получилось. Почему-то всегда самые креативные названия у заведений общепита. У нас в Крыму видела «Сытый лев» и «Сытый папа» (не знаю, может это сеть кафе такая). 🤣 А еще мне попадались вот такие креативные названия баров. Про различные вывески Санкт-Петербургского общепита я уже упоминала и повторяться не буду. Задержка была

Часть 21

Следующей достопримечательностью на маршруте были… нет, не Ольгинские водопады, а вездесущие коровы.

И снова коровы
И снова коровы

Их было так много, что для того, чтобы пропустить животных, джипам пришлось остановиться рядом с торговой точкой с очень абхазским названием «Хацапетовка».

Доярка где-то рядом
Доярка где-то рядом

Лично у меня сразу возникли ассоциации с фильмом «Доярка их Хацапетовки». Опять же коровы рядом…

Вообще, во время поездок частенько встречаются забавные названия. Например, в Дагестане в районе Ирганайского водохранилища нам встретилось кафе «Курица #1». Поскольку в Дагестане неофициально всё же имеется многожёнство, думаю, что название посвящено старшей жене хозяина. 😜 Правда, фото из автобуса сделать не получилось.

Почему-то всегда самые креативные названия у заведений общепита. У нас в Крыму видела «Сытый лев» и «Сытый папа» (не знаю, может это сеть кафе такая). 🤣

А еще мне попадались вот такие креативные названия баров.

И не поспоришь
И не поспоришь
Тоже вполне логичное название. Особенно утром
Тоже вполне логичное название. Особенно утром

Про различные вывески Санкт-Петербургского общепита я уже упоминала и повторяться не буду.

Задержка была очень недолгой, и вскоре мы устремились в Цебельдинское ущелье.

Военно-Сухумская дорога
Военно-Сухумская дорога

Именно там, между сёлами Ольгинское и Мерхеул, находится цепочка водных каскадов, именуемая Ольгинскими водопадами.

Река Большая Мачара
Река Большая Мачара
Ольгинские водопады
Ольгинские водопады
Ольгинские водопады
Ольгинские водопады

Водопады названы по близлежащему селу Ольгинское, а вот по поводу происхождения названия этого населенного пункта существуют две версии.

По одной из них село было названо в честь старшей дочери императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны — великой Княжны Ольги. А по другой версии – в честь отшельницы Ольги, жившей в горах неподалеку.

Водопады находятся в каньоне реки Большая Мачара,

Река Большая Мачара
Река Большая Мачара

борта которого покрыты буйной растительностью.

Каньон реки Большая Мачара
Каньон реки Большая Мачара

Самшитовый лес здесь переплетен лианами,

Каньон реки Большая Мачара
Каньон реки Большая Мачара
Каньон реки Большая Мачара
Каньон реки Большая Мачара

которые являются абхазским эндемиком,

а также бородами вездесущего мха.

И снова сказочный абхазский лес
И снова сказочный абхазский лес
И снова сказочный абхазский лес
И снова сказочный абхазский лес

Густые ветви переплетаются над каньоном, создавая ощущение полного единения с природой,

Каньон реки Большая Мачара
Каньон реки Большая Мачара

а размытые водой за многие сотни лет скалы напоминают резные стены древних замков.

Каньон реки Большая Мачара
Каньон реки Большая Мачара
Каньон реки Большая Мачара
Каньон реки Большая Мачара

Дорога к каскадам оборудована деревянными лестницами,

Всё для туристов
Всё для туристов

перилами и настилами,

Всё для туристов
Всё для туристов
Всё для туристов
Всё для туристов

так как без них подобраться к природному чуду было бы довольно проблематично.

В отличие от Черниговского ущелья, здесь настилы заканчиваются у самого большого водопада в цепочке каскадов, который незатейливо называется Большой.

Водопад Большой
Водопад Большой

Его высота составляет 15 метров, так что действительно крупненький.

Водопад Большой
Водопад Большой

Вода здесь стекает с каменного уступа

и образует внизу небольшую чашу, где в принципе можно искупаться.

Чаша под водопадом
Чаша под водопадом

Несколько наших товарищей по группе не устояли перед открывшейся возможностью, но я всё же не рискнула.

Налюбовавшись водопадом, мы вернулись назад по ущелью

Река Большая Мачара
Река Большая Мачара
Река Большая Мачара
Река Большая Мачара

и отправились дальше по Военно-Сухумской дороге.

Военно-Сухумская дорога
Военно-Сухумская дорога

И я задумалась: в оборудование и поддержание туристической инфраструктуры и в Черниговском, и в Ольгинском ущелье вложены существенные средства. Почему же нельзя привести в порядок ведущую к ним дорогу?

Военно-Сухумская дорога
Военно-Сухумская дорога

Пусть не все 300 с хвостиком километров, но Ольгинские водопады расположены в 23 километрах от Сухума, а Черниговские еще ближе. Это не является неподъемным строительством даже для такой страны, как Абхазия, тем более что до последнего времени абхазскому правительству удавалось довольно ловко раскручивать Россию на дотации и восстановление всего, в том числе и дорог.

Но Военно-Сухумская дорога в качестве объекта для восстановления не рассматривается, несмотря на то, что еще в 2010 году был разработан совместный российско-абхазский проект (российские деньги, техника и строители, абхазское место действия) по восстановлению автомобильного движения между Карачаево-Черкесией и Абхазией.

Дело в том, что эта дорога нужна для стратегических целей, в том числе в качестве запасного маршрута из России в Абхазию – ведь до сих пор дорога через Сочи остается единственной. А Абхазия в силу сложившихся обстоятельств и общей границы с Карачаево-Черкесской республикой может предоставить этому региону перспективу выйти из транспортного тупика и получить прямой выход к морю.

Проект предполагал прокладку тоннеля длиной более 12 км в подошве Клухорского перевала, того самого, который сейчас даже пешком преодолеть сложно, и был отклонен руководством Абхазии под предлогом того, что Военно-Сухумская дорога проходит через заповедные территории и используется для горного туризма, а неизбежное появление в этом районе тяжёлой строительной техники, взрывы при разработке горных пород, и последующее интенсивное автомобильное движение нанесет непоправимый экологический ущерб Тебердинскому заповеднику.

Разумеется, на самом деле всё гораздо прозаичнее. Абхазский бизнесмен и бывший депутат их парламента Беслан Бутба весьма откровенно заявил:

Нам такую дорогу на Северный Кавказ нельзя строить, рано пока строить. Мы слабое государство, мы не сможем эксплуатировать эту дорогу. Я думаю, что эта дорога преждевременна. Когда мы будем сильным государством, когда у нас будут правильно работать правоохранительные органы, можно будет думать об этой дороге. Сейчас Абхазии не стоит вкладывать в это деньги.

Можно подумать, у Абхазии деньги есть, которые можно вложить хоть куда-то. Даже их бюджетников Россия содержала до последнего времени. Зато парламент имеется, прямо как в настоящей стране. И мечты о том, что когда-то это государственное недоразумение станет чем-то приличным.

А еще проект восстановления Военно-Сухумской дороги очень не нравился Грузии. Хотя, как нам сказал водитель нашего УАЗа, танки в Грузию через территорию Абхазии прошли и по тем остаткам дороги, которые сейчас имеются в наличии. Весьма успешно прошли, надо заметить. Чем, кстати, угробили дорогу окончательно.

Военно-Сухумская дорога
Военно-Сухумская дорога

В ответ моя мама задумчиво произнесла:

- Ну тогда понятно, почему у вас дорога в таком состоянии. Просто в Крыму в прежние времена перед прокладкой дороги пускали ослика, который выбирал оптимальный маршрут, а у вас пускают танки…

Продолжение следует...