Профориентационный проект «Молодежная профлаборатория: профессия – врач» становится брендовой традицией Богучанского района. Мероприятие заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробно и по порядку.
Смотрите, учитесь, получайте удовольствие
Если бы в моем детстве был такой проект, я непременно попробовала бы свои силы в медицине. Сегодняшним школьникам несказанно повезло. Коллектив Богучанской районной больницы второй год дарит им увлекательное мероприятие, которое, наверняка, поможет определиться с выбором.
Знакомство с медициной началось уже с порога оздоровительного лагеря «Березка», где проходил двухдневный профориентационный форум. У входа, сразу после регистрации и знакомства с правилами безопасности, детей ожидала фотозона с традиционными атрибутами системы здравоохранения – белый халат и колпак с красным крестом, а также с креативом от молодежного совета Богучанской райбольбницы – белоснежный красавец-череп Афанасий.
41 школьник разного возраста прибыл из Богучан, Гремучего, Красногорьевского, Таежного, Невонки, Пинчуги, Чунояра. Вожатые встретили каждого и разместили по корпусам, а повара районной больницы сразу вкусно накормили. Кстати, столовая для детей и всех участников сборов работала непрерывно. Помимо полноценных питательных завтраков, обедов и ужинов в любой момент и в неограниченном количестве можно было подкрепиться бутербродами, булочками, пудингами, фруктами. В общем, дети чувствовали себя как дома.
Капризная августовская погода милостиво позволила провести открытие на свежем воздухе. Теплый, солнечный день, заводная музыка от автоклуба районного ДК и напутственные слова взрослых сразу задали мероприятию бодрый настрой.
«Все зависит от вашего труда и от вашего желания. Остальное – интернет, педагоги, занятия – только вам в помощь. Здесь работают профессионалы. Смотрите, учитесь, получайте удовольствие!» – пожелала своим подопечным руководитель Управления образования Богучанского района Нина Зайцева.
Она отметила также, что за последние два года более 60 школьников-выпускников выбрали медицину своей будущей профессией, поступив в высшие учебные заведения и медицинские техникумы.
Главный врач районной больницы Марина Безруких, которая на протяжении всех сборов находилась рядом с детьми на учебных площадках, поблагодарила их за интерес к медицинской профессии и напомнила, что это сложный, очень ответственный и бесконечно почетный труд.
А дальше было чудо! Специалисты Богучанской районной больницы – харизматичные личности, великолепные лекторы и прирожденные педагоги – погружали школьников в бездонный мир медицинских премудростей.
Первая помощь доктора Коннова
Заведующий отделением анестезиологии-реанимации, потомственный врач, блестящий специалист, Денис Коннов не стал делать скидку на возраст аудитории и преподнес подросткам настоящую университетскую лекцию на полтора часа. Но детки справились, слушали внимательно. Полтора часа полной тишины в зале, и с доктора не спускали глаз. Кое-кто даже записывал в блокнот. Да и тема лекции самая что ни на есть актуальная «Что мы знаем и чего не знаем о первой помощи».
Пугающая статистика повседневной жизни (без военных действий, без катастроф и несчастных случаев, без тяжелых заболеваний): каждую минуту 10 человек умирают от внезапной остановки сердца! А первая помощь – это когда ты оказался рядом с тем, у кого отказывает сердце, но под руками ничего нет. В таком случае выручить могут только знания и навыки.
Доктор подробно разъяснил основы первой помощи и чем она отличается от помощи медицинской, профессиональной. Рассказал, при каких состояниях следует оказывать первую помощь и кто имеет право ее оказывать. Дал информацию о стандартном и специализированном наполнении аптечки, а также много других познавательных сведений юридического, медицинского и общечеловеческого характера.
«Я не знаю, какую профессию вы для себя выберете, но каждый из вас, погрузившись в этот проект, уже сейчас может стать добрым самаритянином. Не проходите мимо беды человека, окажите ему помощь, старайтесь спасти жизнь», – завершил свое теоретическое занятие Денис Коннов.
Во второй день сборов на тематической станции «Оказание неотложной помощи» дети под руководством доктора Коннова знакомились с принципом работы дефибриллятора (самый известный и незаменимый аппарат в медицине для реанимации пациента – прим. автора) и заставляли сердце работать. Манекен терпеливо вынес все попытки учебной реанимации. Обошлось без жертв.
Психолог Арина с сердцем ангела
А точнее, клинический психолог Арина Кротова, которая тоже провела уникальный мастер-класс по злободневной тематике «Как не навредить пациенту». Клиническая психология пока крайне редкое явление в российской медицине, а для сельской местности это вообще фантастика!
Арина Кротова рассказала ребятам, что бывает в Богучанском районе наездами и работает в районной больнице вахтовым методом. У здравоохранения Богучанского района добротная материально-техническая база, профессионально крепкие специалисты, хорошие перспективы для развития новых направлений медицинской деятельности. Высококлассным медикам интересно работать в Богучанском районе, поэтому они приезжают к нам, на берега такой далекой, но приветливой и гостеприимной Ангары, чтобы помочь местным коллегам справиться с дефицитом кадров, а заодно и обогатить свой профессиональный опыт.
Клинический психолог – специалист, оценивающий работу головного мозга. Он проводит экспертизы на степень поражения мозга, измеряет его деятельность и состояние, работает с пациентами в тяжелых психологических ситуациях.
С участниками профпроекта Арина Кротова провела нейротренировку, пояснив при этом, как внешние действия человека отражают текущее состояние его мозга. Затем предложила тест на умение держать язык за зубами и успешно работать в команде, что в медицине особенно важно. А потом в одну минуту пронеслась часовая симуляционная игра «Сердце ангела». Игра на милосердие, на умение критически мыслить, глубоко анализировать информацию и договариваться в спорных случаях.
«Не каждому дано участвовать в дискуссии, отстаивать свое мнение, приводить веские аргументы. Во врачебной практике это имеет принципиальное значение, поскольку от принятого решения, порой, коллегиального решения, зависит жизнь человека. Дети признали, что в ходе игры не всем удалось высказаться, потому что присутствуют страх, неловкость, нехватка знаний, отсутствие опыта вести диалог. Каждый вынес урок и, надеюсь, ребята поработают над собой», – прокомментировала результат занятия клинический психолог Арина.
Курица – не птица, стоматолог – не врач
Эту расхожую в медицинской среде фразу с легкостью опроверг руководитель стоматологической службы Вадим Федотов: «Мы с юмором относимся к этой поговорке, потому что стоматолог может и роды принять, и аппендицит удалить. Это врач, который умеет все».
И надо сказать, что тематическая станция «Стоматология» произвела на школьников сильное впечатление. Во-первых, Вадим Федотов разъяснил, что стоматология – не просто лечение или удаление зубов, это наука о полости рта, и в ней, кроме привычных для обывателя зубных врачей, занято огромное количество специалистов различного профиля. Это стоматологи-терапевты, стоматологи-хирурги, стоматологи-гигиенисты, челюстные хирурги, ортодонты, ортопеды, пародонтологи, имплантологи, детские стоматологи, зубные техники, и у каждого специалиста свои специфика и ответственность.
Во-вторых, организаторы станции врачи общей практики Вадим Федотов и Марина Зимина, зубной техник Екатерина Сбродова оборудовали великолепный учебный класс. Рабочие столы представляли собой полноценные медицинские кабинеты, оснащенные портативными переносными стоматологическими стойками, инструментарием, пломбировочным материалом, а также оборудованием и материалами для зубопротезирования.
Участники смогли попробовать себя в роли стоматолога-терапевта (они препарировали кариозную полость и пломбировали «больной» зуб), в роли стоматолога-ортопеда (самостоятельно делали слепки зубов), в роли зубного техника (познакомились с процессом изготовления протезов и конструкций). Например, зубной техник зуботехнической лаборатории Екатерина Сбродова уверена, что ее работа очень увлекательная.
«Зубной техник – прекрасная профессия для тех, кто любит работать руками. Сидишь, делаешь, нервы успокаиваешь», – поделилась она.
Практическим занятием остались довольны и врачи, и дети. «Есть таланты! И слепки идеальные сделали, и пломбы идеально поставили. Надеемся, что сегодня мы познакомились с будущими врачами стоматологами», – сообщил Вадим Федотов. А в качестве подарка от станции «Стоматология» дети забрали с собой запломбированные зубы и слепки собственного производства.
Увидеть то, что не видит никто
Звучит, как загадка, разгадать которую можно, познав тонкости работы специалиста клинической лаборатории.
В выездной мини-лаборатории школьников встретила старший медицинский лабораторный техник Елена Бабешко. Для начала она рассказала о музейных образцах и о новейшем лабораторном оборудовании: «У нас шикарные современные микроскопы, с помощью которых предлагаю вам рассмотреть клетки крови. Картинка напоминает звездное небо».
Елена Бабешко предложила каждому участнику мастер-класса самостоятельно провести одно из важнейших клинических исследований – установить группу и резус-принадлежность своей крови. Со стороны это выглядело как детская игра в больничку – посудка (планшет с лунками для определения группы крови), пипетки, стеклянные палочки, пробирки (лабораторный инструментарий), капельки и растворы (реагенты). Аккуратно смешиваешь кровь с раствором, рассматриваешь результат, соотносишь с таблицей-подсказкой, словом, получаешь удовольствие. Однако, сколько же всего при этом нужно знаний! Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и многие другие «-циты» и «-филы», что содержатся в кровяных тельцах. В общем и целом, порядка 30 000 клеток, и каждая важна. Это только кровь – важнейший, но далеко не единственный биоматериал для исследования внутренней среды организма человека.
«Только в лаборатории можно увидеть все, что не видно простому глазу. Работа медицинской лаборатории является ключевым этапом в лечении человека», – пояснила Елена.
На память об исследовательской работе и классном мероприятии Елена Бабешко вручила детям сувенирные шпаргалки с советами будущему медику. Первый из них «Готовься: будет непросто, но ты справишься!»
Кто есть врач
Завершалась профориентационная двухдневка тоже весьма насыщенно. Представитель приемной комиссии Красноярского государственного медицинского университета Елена Савельева в режиме видеоконференции подробно рассказала об образовательных, научных и практических возможностях одного из лучших медицинских вузов России.
Главный врач РБ Марина Безруких провела «круглый стол», куда были приглашены ведущие врачи, уважаемые в районе люди – врач офтальмолог Наталья Блинова, врач эндокринолог Виктория Логинова, врач дерматовенеролог Светлана Челбакова, врач терапевт Нина Алексеенко, врач хирург-травматолог-ортопед Юрий Сапожников. Отвечая на вопросы школьников, они рассказали, как пришли к выбору медицинской профессии, как поступали в мединституты, как удается совмещать напряженную работу доктора и заботу о семье.
На философский вопрос «Кто есть врач?» ответ, как и сама профессия, оказался многогранным. Труд врача требует от человека пунктуальности и внимательности (в медицине ничего и никогда нельзя перепутать), эрудиции и постоянного стремления к новым знаниям (от компетентности врача зависит жизнь человека), милосердия и любви к людям (бесценное умение жертвовать личным интересом), смелости и решительности (доктор отвечает не только перед пациентом и его родными, но и перед своей совестью).
«Рада сообщить, что согласно анкетированию, 30 ребят из 41 определились и хотели бы связать свою профессиональную деятельность с медициной. 75 процентов – достойный результат! Отмечу, что в этот раз на мероприятие прибыли дети, более мотивированные и настроенные на получение медицинской профессии. Это было заметно по их увлеченности, по их вопросам, по их отношению к занятиям, которые мы подготовили. Отрадно, что многие ребята самостоятельно готовятся к поступлению в медицинские учебные заведения. Они пользуются онлайн уроками, смотрят документальное видео о деятельности знаменитых врачей, работают волонтерами в районной больнице. Всех активных детей мы знаем, поддерживаем и уверены, что при поступлении в медвузы и медтехникумы у детей из Богучанского района, благодаря нашей профлаборатории, будет явное конкурентное преимущество. Коллектив Богучанской районной больницы намерен развивать проф-ориентационную практику и решать кадровую проблему, обозначенную в национальном проекте «Здравоохранение» как одну из приоритетных. Мы работаем, чтобы жизнь продолжалась», – подытожила работу молодежной профлаборатории Марина Безруких.
Администрация Богучанской районной больницы благодарит за дружескую поддержку педагогов Управления образования и коллектив Управления культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики Богучанского района, а также своих специалистов за достойную организацию мероприятия.
Ирина Бутенко.
Фото Елены Бортниковой и Елены Бабешко