Найти тему
Ангарская правда

На читательской вахте. Виктор Конецкий. Человек и пароход.

Виктор Конецкий. От курсанта военно-морского училища до самого читаемого писателя на современном флоте
Виктор Конецкий. От курсанта военно-морского училища до самого читаемого писателя на современном флоте
Виктор Конецкий. От курсанта военно-морского училища до самого читаемого писателя на современном флоте
Виктор Конецкий. От курсанта военно-морского училища до самого читаемого писателя на современном флоте

Северный морской путь – кратчайший путь между Европой и Азией, один из наиболее эффективных и, в ряде случаев, безальтернативный способ обеспечения северного завоза. В нашей стране национальным проектом развития транспортной системы предусмотрено развитие ледокольного флота и создание инфраструктуры Северного морского пути. Для арктических территорий Красноярского края, уже действующих и строящихся предприятий, эта коммуникация имеет особое значение. В свою очередь, в нашем крае разрабатывается долгосрочное социально-экономическое развитие опорных населенных пунктов в зоне Арктики, Норильска, Дудинки, Диксона и Игарки, находящихся в центре этой самой важной сегодня морской артерии.

Вот, например, Дудинка – самый северный международный порт России. Его развитие тесно связано с выполнением «Серной программы» «Норникеля» (сокращение выброса диоксида серы в Норильском промышленном регионе), реновации Норильска (строительство современных жилых домов, модернизация и капитальный ремонт существующего жилого фонда, реконструкция и развитие объектов инфраструктуры, формирование безопасной среды), проекта «Восток Ойл» компании «Роснефть» (освоение нефтяных месторождений в Красноярском крае, строительство порта в бухте Север на полуострове Таймыр), разработкой Сырадасайского месторождения каменного угля на Таймыре (угольный разрез с годовым объемом добычи 10 миллионов тонн, морской угольный терминал с отправкой угля потребителям Северным морским путем).

Морской буксир «Виктор Конецкий»
Морской буксир «Виктор Конецкий»

Эти грандиозные задачи уже начинают решаться в нашем крае. В другую эпоху, лет эдак пятьдесят назад, таким событиям было бы обращено все внимание. Летчики, полярники, геологи и моряки – главные герои тогдашней молодежи. Поэтому в наш меркантильный век нужен новый-старый взгляд на ценности жизни. Прекрасную возможность даст знакомство с творчеством людей, которые сами работали в высоких широтах и оставили свои произведения.

Выгрузка на ледовый припайПоследний рейс на теплоходе «Кингисепп» (фото – VK Петр Веселов)
Выгрузка на ледовый припайПоследний рейс на теплоходе «Кингисепп» (фото – VK Петр Веселов)

К таким писателям смело можно отнести Виктора Викторовича Конецкого. Он также, как и Валентин Пикуль, в своем детстве первую зиму провел в блокадном Ленинграде, по льду Ладоги эвакуирован на Большую землю. В августе 1945 года поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище. 30 сентября 1948-го принял военную присягу и стал слушателем штурманского факультета 1-го Балтийского высшего военно-морского училища. С 1953 по 1955 годы служил на судах 441-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы. После увольнения с военной службы не порвал с морем, в торговом флоте прошел должности от четвертого помощника капитана до дублера капитана, получил диплом капитана дальнего плавания. Четырнадцать раз прошел Северным морским путем, побывал в различных районах Мирового океана. Только в Канаде и Австралии не был, как он сам говорил.

Выгрузка на ледовый припай
Выгрузка на ледовый припай

Все это время занимался литературой, большинство его произведений на морском материале. На его сценарии сняты замечательные фильмы, самые известные из них – «Полосатый рейс», «Путь к причалу» и, совместно с режиссером Георгием Данелия, «Тридцать три».

В 1986 году на теплоходе «Кингисепп» совершил свой последний рейс в Арктику в качестве дублера капитана. Дневниковые записи, сделанные во время этого плавания, стали основой его последней книги о морской работе, она так и называется «Последний рейс».

Арктика глазами моряка советского теплохода совсем не романтичная и Северный морской путь (Севморпуть) не автострада, а ухабистая, в рытвинах грунтовка, по которой везут грузы зимнего завоза. Маршрут Мурманск-Тикси, а там челночные рейсы между Колымой и Чукоткой. На борту 42648 ящиков и бочек (лук, морковь, чеснок, капуста квашенная, свекла), всего 1816 тонн.

Где-то прочитал, юмор на флоте – форма выживания. От себя можно добавить – в очень непростых условиях. В «Последнем рейсе» Конецкого: «Гостиница, конечно, высотная, но на улице +6 и в номере тоже» (в Мурманске), «Видели ли вы, как замерзает море? Ну и не надо вам этого видеть», «Самые морские моряки – это рыбаки».

В судовой библиотеке «Кингисеппа», проверяя вверенное хозяйство, дублер капитана посмотрел на унылые полки потрепанных книжек. Библиотекарь-дневальная:

– А Ваших нет. Воруют!

– Вот спасибо!

– За что? – не поняла она.

Во всех портах, где выдавалась возможность сойти на берег или в гости на борт другого судна, Виктор Викторович никогда не отказывал во встречах морякам и портовым рабочим. На флоте знали писателя Конецкого и книги его любили.

Во время рейса получил радиограмму из Самарканда от Г. Данелия: «Привет морскому волку от верблюда пустыни. Фильм закончил. Устал смертельно». Фильм будет называться «Кин-дза-дза».

Свой последний рейс Виктор Конецкий завершил в Игарке и выехал по приглашению Астафьевых в Овсянку.

Компания «Совкомфлот» в 2005 году в его честь назвала нефтеналивной танкер.

В 2014 году на морском буксире-спасателе «Виктор Конецкий» поднят флаг ВМФ. На торжественной церемонии подъема флага вдова писателя Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая сказала:

– Книги делают людей добрее. Если молодые люди будут читать, они станут лучше. А это значит, что у России есть морская судьба.

Может быть, после прочтения этой замечательной литературы появится и у наших парней желание связать свою жизнь с флотом, военным или гражданским, заниматься по-настоящему мужской работой. Придите в библиотеку, не откажите себе в удовольствии взять книгу домой, чтобы перелистывать страницы, возвращаясь к наиболее «сильным» местам, почувствуете запах жаренной с луком картошки для «собачьей вахты» в тяжелых льдах промозглой Арктики на Севморпути, куда после непродолжительного отдыха все равно тянет моряков. Увлекательного чтения! Счастливого плавания!

Сергей КАВЕРЗИН.

Фото из открытых источников сети Интернет.