Северный морской путь – кратчайший путь между Европой и Азией, один из наиболее эффективных и, в ряде случаев, безальтернативный способ обеспечения северного завоза. В нашей стране национальным проектом развития транспортной системы предусмотрено развитие ледокольного флота и создание инфраструктуры Северного морского пути. Для арктических территорий Красноярского края, уже действующих и строящихся предприятий, эта коммуникация имеет особое значение. В свою очередь, в нашем крае разрабатывается долгосрочное социально-экономическое развитие опорных населенных пунктов в зоне Арктики, Норильска, Дудинки, Диксона и Игарки, находящихся в центре этой самой важной сегодня морской артерии.
Вот, например, Дудинка – самый северный международный порт России. Его развитие тесно связано с выполнением «Серной программы» «Норникеля» (сокращение выброса диоксида серы в Норильском промышленном регионе), реновации Норильска (строительство современных жилых домов, модернизация и капитальный ремонт существующего жилого фонда, реконструкция и развитие объектов инфраструктуры, формирование безопасной среды), проекта «Восток Ойл» компании «Роснефть» (освоение нефтяных месторождений в Красноярском крае, строительство порта в бухте Север на полуострове Таймыр), разработкой Сырадасайского месторождения каменного угля на Таймыре (угольный разрез с годовым объемом добычи 10 миллионов тонн, морской угольный терминал с отправкой угля потребителям Северным морским путем).
Эти грандиозные задачи уже начинают решаться в нашем крае. В другую эпоху, лет эдак пятьдесят назад, таким событиям было бы обращено все внимание. Летчики, полярники, геологи и моряки – главные герои тогдашней молодежи. Поэтому в наш меркантильный век нужен новый-старый взгляд на ценности жизни. Прекрасную возможность даст знакомство с творчеством людей, которые сами работали в высоких широтах и оставили свои произведения.
К таким писателям смело можно отнести Виктора Викторовича Конецкого. Он также, как и Валентин Пикуль, в своем детстве первую зиму провел в блокадном Ленинграде, по льду Ладоги эвакуирован на Большую землю. В августе 1945 года поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище. 30 сентября 1948-го принял военную присягу и стал слушателем штурманского факультета 1-го Балтийского высшего военно-морского училища. С 1953 по 1955 годы служил на судах 441-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы. После увольнения с военной службы не порвал с морем, в торговом флоте прошел должности от четвертого помощника капитана до дублера капитана, получил диплом капитана дальнего плавания. Четырнадцать раз прошел Северным морским путем, побывал в различных районах Мирового океана. Только в Канаде и Австралии не был, как он сам говорил.
Все это время занимался литературой, большинство его произведений на морском материале. На его сценарии сняты замечательные фильмы, самые известные из них – «Полосатый рейс», «Путь к причалу» и, совместно с режиссером Георгием Данелия, «Тридцать три».
В 1986 году на теплоходе «Кингисепп» совершил свой последний рейс в Арктику в качестве дублера капитана. Дневниковые записи, сделанные во время этого плавания, стали основой его последней книги о морской работе, она так и называется «Последний рейс».
Арктика глазами моряка советского теплохода совсем не романтичная и Северный морской путь (Севморпуть) не автострада, а ухабистая, в рытвинах грунтовка, по которой везут грузы зимнего завоза. Маршрут Мурманск-Тикси, а там челночные рейсы между Колымой и Чукоткой. На борту 42648 ящиков и бочек (лук, морковь, чеснок, капуста квашенная, свекла), всего 1816 тонн.
Где-то прочитал, юмор на флоте – форма выживания. От себя можно добавить – в очень непростых условиях. В «Последнем рейсе» Конецкого: «Гостиница, конечно, высотная, но на улице +6 и в номере тоже» (в Мурманске), «Видели ли вы, как замерзает море? Ну и не надо вам этого видеть», «Самые морские моряки – это рыбаки».
В судовой библиотеке «Кингисеппа», проверяя вверенное хозяйство, дублер капитана посмотрел на унылые полки потрепанных книжек. Библиотекарь-дневальная:
– А Ваших нет. Воруют!
– Вот спасибо!
– За что? – не поняла она.
Во всех портах, где выдавалась возможность сойти на берег или в гости на борт другого судна, Виктор Викторович никогда не отказывал во встречах морякам и портовым рабочим. На флоте знали писателя Конецкого и книги его любили.
Во время рейса получил радиограмму из Самарканда от Г. Данелия: «Привет морскому волку от верблюда пустыни. Фильм закончил. Устал смертельно». Фильм будет называться «Кин-дза-дза».
Свой последний рейс Виктор Конецкий завершил в Игарке и выехал по приглашению Астафьевых в Овсянку.
Компания «Совкомфлот» в 2005 году в его честь назвала нефтеналивной танкер.
В 2014 году на морском буксире-спасателе «Виктор Конецкий» поднят флаг ВМФ. На торжественной церемонии подъема флага вдова писателя Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая сказала:
– Книги делают людей добрее. Если молодые люди будут читать, они станут лучше. А это значит, что у России есть морская судьба.
Может быть, после прочтения этой замечательной литературы появится и у наших парней желание связать свою жизнь с флотом, военным или гражданским, заниматься по-настоящему мужской работой. Придите в библиотеку, не откажите себе в удовольствии взять книгу домой, чтобы перелистывать страницы, возвращаясь к наиболее «сильным» местам, почувствуете запах жаренной с луком картошки для «собачьей вахты» в тяжелых льдах промозглой Арктики на Севморпути, куда после непродолжительного отдыха все равно тянет моряков. Увлекательного чтения! Счастливого плавания!
Сергей КАВЕРЗИН.
Фото из открытых источников сети Интернет.