Ну что, дорогие читатели. Решила поделиться с вами тем, чем еще никогда не делилась - картинами античных художников.
Имена этих художников нам не известны.
Произведения их дошли в виде фрагментов настенных фресок (роспись керамики, погребальные портреты - это не то, о чем я в данном случае хочу поговорить).
Хотя известно, что существовали картины на деревянных досках, которые можно было переносить, но там сохранилось чуть ли не пара экземпляров, и явно - не самых лучших.
Это была в целом совершенно иная школа живописи, плохо изученная, в которой были свои направления, свои школы, свои гении. Но все, что мы об этом знаем - довольно ограниченное количество произведений.
Я не ставлю себе целью сделать полный обзор всего, связанного с античной живописью.
Скажу только, что тон здесь (и здесь тоже) задавали греки. А те фрески, которые сохранились от римского периода - это продолжение греческих традиций, или копии греческих оригиналов или же вариации на темы греческих образцов.
Где все это сохранилось. Как я поняла - на стенах разрушенных храмов, жилых помещений, могил (которые расписывались изнутри сценами жизни людей или богов).
Особенно, конечно, здесь стоит отметить римские города Геркуланум и Помпеи, которые были законсервированы слоем пепла, и в которых, в числе прочего, отлично сохранились и фрески, обильно, как выяснилось, украшавшие стены всех помещения внутри и снаружи.
В общем - я вам без всякой системы покажу те картины, которые лично мне понравились.
1. Указано, что это фреска из столовой богатого дома в Помпеях, который называют Дом целомудренных влюбленных. Дом этот был найден в 1980-х годах, и его до сих пор расчищают. А название свое он получил, потому что внутри дома сохранились фрески, где разнополые люди пируют и на этом все. Очень редкий сюжет для римских фресок, в которых постоянно происходит некое непотребство. Впрочем, как указано в путеводителе, дом с лихвой наверстал упущенное внутри изображениями снаружи.
Вот такая сценка с петухом. 1 век н.э. Вполне могло быть написано в 16-17 веках!
2. Фрагмент фрески с замечательным садом.
Вилла Ливии Друзиллы, жены Октавиана Августа, конец 1-го века до н.э.
Хранится в Риме, но я не нашла - откуда именно взята эта фреска. Скорее всего, известные нам города под пеплом - очень хорошая сохранность.
Фреска представляет собой почти полностью сохранившуюся нижнюю часть большой комнаты, стены которой, как обоями расписаны вот этими кустами, плодами и птичками.
3. Жертвоприношение Ифигении.
Помпеи, 1 век н.э.
Корявенько. Но европейские живописцы так научились рисовать только в 15 веке.
Ифигения была приемной дочерью царя Микен Агамемнона. И этот Агамемнон исхитрился оскорбить богиню Артемиду. Убил ее лань, а потом еще и не принес в жертву ягненка. В отместку, когда он поехал воевать под стены Трои, богиня устроила полное безветрие. А добраться до Трои Агамемнон планировал на кораблях.
Ну и в общем, оказалось, что наладить отношения с богиней можно убив Ифигению в качестве жертвы.
Агамемнон вознамерился и здесь наломать дров, приготовив деву к смерти, но в последний момент Артемида, осознав, с кем имеет дело, сама деву спасла и заменила ланью. А деву посадила на облако и увезла подальше от такого папеньки.
4. Фреска Аид и Персефона верхом на колеснице.
Из гробницы македонской царицы Эвридики I, 4 век до н.э. Эвридика была матерью царя Македонии Филиппа и бабушкой Александра Македонского.
У нее была насыщенная приключениями жизнь, о которой я расскажу когда-нибудь в другой раз.
Но вы только представьте... Вот эта колесница уже была написана и замурована, когда Александр Македонский завоевывал мир!
5. Прекрасная фреска из Помпей женщины со стилусом и вощеной табличкой. Принято считать, что это стилизованный портрет великой поэтессы Сапфо.
Она жила в 6-5 веках до н.э на греческом острове Лесбос, и, собственно, от нее и пошло слово, обозначающее определенный вид отношений.
Это было вызвано многочисленными стихами, обращенными к женщине. Однако ученые считают, что этой женщиной могла быть мать поэтессы или же ее дочь. В общем - враги очернил ее имя.
А умерла поэтесса, по легенде, бросившись со скалы из-за неразделенной любви к какому-то паромщику. Который был моложе.
В общем мы знаем только, что это была великая поэтесса (ее стихи частично сохранились), композитор (ее музыка не сохранилась), а все остальное уже так заросло слоем мифов и легенд, что отделить их от истины уе невозможно. А фреска прекрасная.
Немного вам стихов Сапфо в переводах российских поэтов:
Я роскошь люблю;
блеск, красота,
словно сияние солнца,
Чаруют меня…
***
…но своего
гнева не помню я:
Как у малых детей,
сердце мое…
(Перевод В. Вересаева)
Близ луны прекрасной тускнеют звезды,
Покрывалом лик лучезарный кроют,
Чтоб она одна всей земле светила
Полною славой.
(Перевод Вяч. Иванова)
Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться:
Лишь тебя увижу, уж я не в силах
Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же —
Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становлюсь травы, и вот-вот как будто
С жизнью прощусь я.
Но терпи, терпи: чересчур далёко
Все зашло…
(Перевод В.Вересаева)
6. Ну и бонусом - древнеримские путти. Понятно, у кого их слизали европейские художники позднего времени))
Фреска найдена в Геркулануме.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.