Найти тему
Мир глазами историка

Интересно и актуально: Макс Нордау "Вырождение"

Оглавление

Коллаж автора из скриншотов книги Макса Нордау "Вырождение"
Коллаж автора из скриншотов книги Макса Нордау "Вырождение"

На исходе XIX столетия психологическая наука была не только местом чисто теоретических изысканий. От психологии, психоанализа, психиатрии на рубеже веков часто ожидали ответов на вопросы касательно состояния общества в целом и влияния на общественные процессы со стороны не только и не столько политиков, сколько "инженеров человеческих душ": писателей, художников, философов и т. п. Об одной книге, актуальной и сейчас, одного из столпов психопатологии пойдёт речь в данной статье. Эта книга была написана тогда, когда не было необходимости быть толерантным и можно было называть вещи своими именами.

Обложка русского издания сочинений Макса Нордау, том 4, Киев, издание Б.К. Фукса, 1902–1903. Фото с сайта "Википедия"
Обложка русского издания сочинений Макса Нордау, том 4, Киев, издание Б.К. Фукса, 1902–1903. Фото с сайта "Википедия"

Пару слов об авторе

Макс Нордау, а точнее, Симха Меер (Симон Максимилиан) Зюдфельд родился в 1849 году в семье раввина в одной из двух частей венгерской столицы в г. Пешт на территории Австрийской империи. В годы студенчества поменял свою фамилию на Нордау в 1874 году. После окончания учёбы на медицинском факультете Будапештского университета в 1875 году занимался врачебной психиатрической практикой, одновременно отправлял публикации в газеты, сначала "Пештер Ллойд" (Будапешт), а потом и в столичные издания других стран, даже Бразилии. В 1880 году переехал в г. Париж, где и прожил до 1914 года, пока не началась Первая мировая война. Несмотря своё происхождение, Макс Нордау большую часть жизни дистанцировался от еврейства в любом виде.

«Когда мне исполнилось пятнадцать, я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы. Иудаизм остался лишь в воспоминаниях, и с тех пор я всегда чувствовал себя немцем и только немцем».
(цит. по статье Елены Горовиц "Еврей с мускулами" на Глобальном еврейском онлайн центре)
Макс Нордау за рабочим столом. Фото с сайта Глобального еврейского онлайн центра
Макс Нордау за рабочим столом. Фото с сайта Глобального еврейского онлайн центра

Но в 1895 году на фоне дела Дрейфуса и в ходе общения с Теодором Герцлем поддержал идею возрождения еврейского государства и стал одним из создателей сионистского движения. К тому времени он был уже знаменитым психиатром и его связи в этом деле пригодились. После смерти Герцля в 1904 году целый год до избрания нового главы Всемирной сионистской организации фактически вёл её дела. В период довоенной парижской жизни Макс Нордау создаёт ряд значимых работ, самая известная из которых — научно-популярная монография "Вырождение" (1892). Умер Макс Нордау в 1923 году в Париже.

Книга

Скиншот титульного листа издания 1894 года
Скиншот титульного листа издания 1894 года

Книга Макса Нордау "Вырождение" вышла в свет в 1892 году. В 1894 году вышла на русском языке в киевском издательстве Иогансона Ф. А., потом неоднократно переиздавалась. А вот в СССР про эту книгу, видимо, постарались забыть. Если его коллегу и предшественника Чезаре Ломброзо подвергали жёсткой критике, то Макса Нордау старались не вспоминать. Дело в том, что слишком многое в биографиях и вождей, и простых революционеров выдаёт в них потенциальных героев монографии "Вырождение".

Содержание книги разбито на 5 частей: 1) Конец века («Fin de siècle»); 2) Мистицизм; 3) Эготизм; 4) Реализм; 5) Двадцатый век. Начинается книга с описания той проблемы, которая на первый взгляд может оказаться вообще несуществующей. Это то морально-психологическое состояние, названное fin de siècle, в котором пребывала образованная часть населения европейских государств. Fin de siècle — это ощущение, после которого афоризм "После нас хоть потоп" уже вовсе не кажется легкомысленным. Настроения fin de siècle можно сравнить с нравственным помешательством, когда границы между добром и злом, прекрасным и безобразным стираются. Так, наверное, должны были чувствовать себя Адам и Ева после вкушения запретного плода. Пройдя через ХХ век, человечество только усугубило это состояние "конца века". Выразителем всех этих настроений и состояний являются многочисленные жанры так называемого современного искусства.

Эстетик, который вследствие своего одностороннего образования не в силах установить связи между различными явлениями и уловить их значение, обманывает самого себя и других пустыми фразами и высокомерно говорит о «тревожном искании нового идеала», о «богатой восприимчивости утонченной нервной системы современников», о «небывалой восприимчивости избранных людей». Но врач, специально посвятивший себя изучению нервных и душевных болезней, тотчас узнает в настроении fin de siècle, в направлениях современного искусства и поэзии, в настроении мистиков, символистов, декадентов и в образе действий их поклонников, в склонностях и вкусах модного общества общую картину двух определенных патологических состояний, с которыми он отлично знаком: вырождения и истерии, легкая форма которой известна под именем неврастении.
(Нордау М. Вырождение. М., 1995)

В следующих разделах Макс Нордау как бы диагностирует социально-психологическую патологию общества, вступающего в постмодерн, и находит причины возникновения болезни. В качестве общедоступного примера Нордау М. разобрал биографию и творчество нескольких деятелей культуры, звёздность большинства из которых простирается до наших дней, хотя они и воспринимаются уже как классики: Поль Верлен, Рихард Вагнер, Лев Толстой, Генрик Ибсен, Фридрих Ницше и др. И здесь Макс Нордау различает такие патологические проявления как мистицизм и эготизм. При этом в разговоре о мистицизме речь идёт не о сверхъестественных проявлениях, а о патологических нарушениях мыслительных и чувственных процессов, приводящихся к искажённым (мистифицированным) мировосприятию и мироощущению.

Что следует разуметь под несколько неопределенным выражением: мистицизм? Это слово означает такое состояние души, когда человек воображает, что он может уловить или угадать неизвестные и непонятные отношения между различными явлениями, открывать в предметах указание на тайны и видит в них символы, посредством которых таинственная сила старается раскрыть или отметить многое чудесное, что мы, по большей части, тщетно силимся разгадать. Это настроение всегда находится в связи с сильным душевным возбуждением, и сознание считает его последствием предчувствия, между тем как в действительности это возбуждение существует уже раньше, предчувствие им вызвано и получает от него свое особенное направление и окраску.
(Нордау М. Вырождение. М., 1995)

То ненормальное, что по наблюдениям Маньяна В., Ломброзо Ч., Нордау М. стремилось повсеместно распространиться, в конце XX - начале XXI веков заставляет считать именно себя нормой. Вот потому книгу Макса Нордау, в которой он подверг исследованию так называемое дегенеративное искусство, из-за последующего распространения термина часто пытаются представить едва ли не одним источников идеологии нацизма. И вот потому книга Макса Нордау актуальна как никогда.

В следующих публикациях, думается, будет интересным прокомментировать те характеристики, что дал Макс Нордау некоторым деятелям искусства и философии.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.