На исходе XIX столетия психологическая наука была не только местом чисто теоретических изысканий. От психологии, психоанализа, психиатрии на рубеже веков часто ожидали ответов на вопросы касательно состояния общества в целом и влияния на общественные процессы со стороны не только и не столько политиков, сколько "инженеров человеческих душ": писателей, художников, философов и т. п. Об одной книге, актуальной и сейчас, одного из столпов психопатологии пойдёт речь в данной статье. Эта книга была написана тогда, когда не было необходимости быть толерантным и можно было называть вещи своими именами.
Пару слов об авторе
Макс Нордау, а точнее, Симха Меер (Симон Максимилиан) Зюдфельд родился в 1849 году в семье раввина в одной из двух частей венгерской столицы в г. Пешт на территории Австрийской империи. В годы студенчества поменял свою фамилию на Нордау в 1874 году. После окончания учёбы на медицинском факультете Будапештского университета в 1875 году занимался врачебной психиатрической практикой, одновременно отправлял публикации в газеты, сначала "Пештер Ллойд" (Будапешт), а потом и в столичные издания других стран, даже Бразилии. В 1880 году переехал в г. Париж, где и прожил до 1914 года, пока не началась Первая мировая война. Несмотря своё происхождение, Макс Нордау большую часть жизни дистанцировался от еврейства в любом виде.
«Когда мне исполнилось пятнадцать, я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы. Иудаизм остался лишь в воспоминаниях, и с тех пор я всегда чувствовал себя немцем и только немцем».
(цит. по статье Елены Горовиц "Еврей с мускулами" на Глобальном еврейском онлайн центре)
Но в 1895 году на фоне дела Дрейфуса и в ходе общения с Теодором Герцлем поддержал идею возрождения еврейского государства и стал одним из создателей сионистского движения. К тому времени он был уже знаменитым психиатром и его связи в этом деле пригодились. После смерти Герцля в 1904 году целый год до избрания нового главы Всемирной сионистской организации фактически вёл её дела. В период довоенной парижской жизни Макс Нордау создаёт ряд значимых работ, самая известная из которых — научно-популярная монография "Вырождение" (1892). Умер Макс Нордау в 1923 году в Париже.
Книга
Книга Макса Нордау "Вырождение" вышла в свет в 1892 году. В 1894 году вышла на русском языке в киевском издательстве Иогансона Ф. А., потом неоднократно переиздавалась. А вот в СССР про эту книгу, видимо, постарались забыть. Если его коллегу и предшественника Чезаре Ломброзо подвергали жёсткой критике, то Макса Нордау старались не вспоминать. Дело в том, что слишком многое в биографиях и вождей, и простых революционеров выдаёт в них потенциальных героев монографии "Вырождение".
Содержание книги разбито на 5 частей: 1) Конец века («Fin de siècle»); 2) Мистицизм; 3) Эготизм; 4) Реализм; 5) Двадцатый век. Начинается книга с описания той проблемы, которая на первый взгляд может оказаться вообще несуществующей. Это то морально-психологическое состояние, названное fin de siècle, в котором пребывала образованная часть населения европейских государств. Fin de siècle — это ощущение, после которого афоризм "После нас хоть потоп" уже вовсе не кажется легкомысленным. Настроения fin de siècle можно сравнить с нравственным помешательством, когда границы между добром и злом, прекрасным и безобразным стираются. Так, наверное, должны были чувствовать себя Адам и Ева после вкушения запретного плода. Пройдя через ХХ век, человечество только усугубило это состояние "конца века". Выразителем всех этих настроений и состояний являются многочисленные жанры так называемого современного искусства.
Эстетик, который вследствие своего одностороннего образования не в силах установить связи между различными явлениями и уловить их значение, обманывает самого себя и других пустыми фразами и высокомерно говорит о «тревожном искании нового идеала», о «богатой восприимчивости утонченной нервной системы современников», о «небывалой восприимчивости избранных людей». Но врач, специально посвятивший себя изучению нервных и душевных болезней, тотчас узнает в настроении fin de siècle, в направлениях современного искусства и поэзии, в настроении мистиков, символистов, декадентов и в образе действий их поклонников, в склонностях и вкусах модного общества общую картину двух определенных патологических состояний, с которыми он отлично знаком: вырождения и истерии, легкая форма которой известна под именем неврастении.
(Нордау М. Вырождение. М., 1995)
В следующих разделах Макс Нордау как бы диагностирует социально-психологическую патологию общества, вступающего в постмодерн, и находит причины возникновения болезни. В качестве общедоступного примера Нордау М. разобрал биографию и творчество нескольких деятелей культуры, звёздность большинства из которых простирается до наших дней, хотя они и воспринимаются уже как классики: Поль Верлен, Рихард Вагнер, Лев Толстой, Генрик Ибсен, Фридрих Ницше и др. И здесь Макс Нордау различает такие патологические проявления как мистицизм и эготизм. При этом в разговоре о мистицизме речь идёт не о сверхъестественных проявлениях, а о патологических нарушениях мыслительных и чувственных процессов, приводящихся к искажённым (мистифицированным) мировосприятию и мироощущению.
Что следует разуметь под несколько неопределенным выражением: мистицизм? Это слово означает такое состояние души, когда человек воображает, что он может уловить или угадать неизвестные и непонятные отношения между различными явлениями, открывать в предметах указание на тайны и видит в них символы, посредством которых таинственная сила старается раскрыть или отметить многое чудесное, что мы, по большей части, тщетно силимся разгадать. Это настроение всегда находится в связи с сильным душевным возбуждением, и сознание считает его последствием предчувствия, между тем как в действительности это возбуждение существует уже раньше, предчувствие им вызвано и получает от него свое особенное направление и окраску.
(Нордау М. Вырождение. М., 1995)
То ненормальное, что по наблюдениям Маньяна В., Ломброзо Ч., Нордау М. стремилось повсеместно распространиться, в конце XX - начале XXI веков заставляет считать именно себя нормой. Вот потому книгу Макса Нордау, в которой он подверг исследованию так называемое дегенеративное искусство, из-за последующего распространения термина часто пытаются представить едва ли не одним источников идеологии нацизма. И вот потому книга Макса Нордау актуальна как никогда.
В следующих публикациях, думается, будет интересным прокомментировать те характеристики, что дал Макс Нордау некоторым деятелям искусства и философии.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.