Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.
В нашей рубрике мы посмотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея.
В Эрмитаже есть особая комната, которая называется Бриллиантовой кладовой. Именно там хранятся шедевры ювелирного искусства разных эпох: от Древней Греции до XIX века. Здесь можно увидеть изящную работу мастеров и полюбоваться на миниатюрные скульптуры. Сама коллекция включает в себя бриллианты различных форм и размеров, а также огранённые драгоценные камни и огромные жемчужины. Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в историю жемчуга.
Дороже золота
Жемчуг – самая древняя из драгоценностей. Со времён шумеров и примерно до XV века, когда ювелиры научились гранить алмазы, получая сверкающие бриллианты, жемчуг считался главной драгоценностью. Именно форма жемчужины послужила образцом для остальных драгоценных камней – их тоже делали круглыми.
Самое древнее жемчужное ожерелье было найдено при раскопках дворца Ахеменидов в Сузах. Оно датируется 4500 годом до н. э. Упоминания о жемчуге также сохранились в индийских Ведах и на глиняных табличках, найденных при раскопках в Персии. Египетская царица Клеопатра среди своих сокровищ особенно выделяла шкатулку больших жемчужин – тогда они были дороже золота. А два самых крупных образца она носила в качестве серёжек.
Слово жемчуг происходит от китайского «чжень-гжу». Поначалу в России говорили «зеньчуг», а потом слово преобразовалось в удобное для произношения жемчуг.
Минерал или нет?
В соответствии с номенклатурой, утверждённой Международной минералогической ассоциацией, жемчуг не относится к минералам. Это биогенное образование – твёрдое, округлое или неправильной формы – принадлежит к минералоидам. Так называется встречающееся в природе неорганическое твёрдое вещество, которое не обладает кристаллической решёткой.
Однако при этом жемчуг содержит в своём составе арагонит – карбонатный минерал, являющийся одной из трёх наиболее распространённых природных кристаллических форм карбоната кальция. Арагонит образуется в результате биологических и физических процессов, включая осадки из морской и пресноводной среды. Минерал естественным образом формируется почти во всех раковинах моллюсков. У некоторых вся раковина состоит из арагонита, у других арагонит образует лишь отдельные части.
Раковина моллюска и находящаяся в ней жемчужина обычно на 90% состоят из арагонита. Тончайшие слои арагонита чередуются с отвердевшими слоями органического вещества, выделяемого моллюском, образуя тот самый восхитительный перламутр.
Жемчужные бусины получаются довольно необычно: маленькая песчинка попадает в тело моллюска. Раковина воспринимает это как инородный объект и начинает защищаться, обволакивая песчинку в слои перламутра и образуя шарик. Число жемчужин в одной раковине может достигать нескольких десятков или сотен. Чем больше в теле моллюска жемчужин, тем они мельче. Так, в мидиях, содержащих более 100 жемчужин, примерно 60–80 % жемчуга диаметром менее 2,5 мм.
Цвета бусин обычно имеют разнообразную палитру. Различают кремовые, серебристые, розовые, тёмно-золотые, синие и чёрные жемчужины. Оттенков же насчитывают более ста. Голубые жемчужины – очень редкие, они имеют высокую стоимость и привлекательность из-за голубого, свинцово-серого оттенка. Палитра зависит не только от видов моллюсков-жемчужниц, но ещё и от места их рождения, химического состава воды и зрелости самих жемчужин. Зрелость измеряется в микронах толщины пластин арагонита. Самыми блестящими, а, значит, и качественными, считаются слои, имеющие толщину от половины микрона.
Жемчужный мир
Первые исторические данные о промысле жемчуга в России относятся к XV веку. Наиболее широко он был распространён в реках Кольского полуострова и Карелии. В реках Южного Беломорья (современная Архангельская область) жемчуг добывался в XVII–XX веках. Пик добычи приходился на летнее время, когда уровень воды снижался. Раковины находились на глубине до одного метра, поэтому часто ловцы отправлялись за жемчугом вброд, вооружившись специальным инструментом, похожим на щипцы, или сплавлялись на плоту. Уже в XVIII веке популяция моллюсков в России стала резко сокращаться, добыча жемчуга заметно снизилась. Сейчас в самых чистых реках страны постепенно восстанавливают популяции моллюсков. К примеру, в Карелии ведётся экспериментальная добыча. Каждый год с речного дна удаётся достать до сотни перламутровых жемчужин самого высокого качества.
Существуют несколько разновидностей жемчуга. По месту происхождения он может быть как морским, так и пресноводным, а по способу происхождения – природным и культивированным. С 1952 года добыча натурального жемчуга запрещена. Поэтому практически все жемчужины в продаже являются культивированными.
Для культвации моллюска возрастом около трёх лет аккуратно вскрывают и подсаживают в раковину инородное тело. Дальше происходит ровно то же, что и при естественном попадании песчинки: моллюск начинает выделять перламутр. Так получается культивированный жемчуг, который нисколько не уступает по своим свойствам природному.
Жемчуг также различают по форме. Например, ювелирные образцы неправильного очертания называют барочными. Считается, что его название произошло от французского слова baroque – причудливый, незаурядный, вычурный. В России его ещё называют «жемчуг барокко». Обычно такие жемчужины имеют не классическую шарообразную форму, а напоминают каплю, диск, грушу, фигуры животных и др.
Барочный жемчуг
Барочный жемчуг весьма популярен у ювелиров. В коллекции Эрмитажа находится несколько уникальных вещей. Например, подвеска в виде лебедя из крупной жемчужины. Она была создана приблизительно в 1590 году, но где точно – не установлено. Подвеска поступила в Эрмитаж из Императорской галереи драгоценностей.
Вес большой барочной жемчужины, превращённой в тело птицы, – более 20 грамм. Природная неровная поверхность барочного жемчуга, чередование света и тени на нём усиливают игру перламутра, создают впечатление живой переменчивости. Шея с головой, крылья и хвост выполнены из золота с эмалевым покрытием. В ажурных украшениях вверху и внизу – рубины и алмаз. Сам лебедь изображён плывущим по воде, выполненной из синей эмали. Банты и растительные побеги из разноцетной эмали дополняют подвеску.
Обычно такие украшения на цепочке носили как женщины, так и мужчины – в качестве аксессуара или амулета. Мода на подобные подвески сохранялась вплоть до XVIII столетия. А сейчас «Лебедь» радует взор современных посетителей музея.
Изделия из барочного жемчуга можно увидеть на экскурсии по Бриллиантовой кладовой Эрмитажа. А познакомиться подробнее с историей жемчуга можно в Геологоразведочном музее Института Карпинского.