Христианство в России умирает. Вы согласны с этим тезисом?
Если нет, тогда послушайте, как об этом писал святитель Игнатий еще в середине 19 века:
«Очевидно, что христианство, этот таинственный духовный дар человекам, удаляется неприметным образом для не внимающих своему спасению из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия…»
Прервем на время святителя.
Итак, надо увидеть это… Это удаление христианства из России. Разве это не видно? Видно – и гораздо лучше, чем в середине 19 века.
Это видно вполне и совершенно для тех, кто, как и святитель Игнатий, хоть сколько-нибудь способен заглянуть под внешнюю поверхность.
Впрочем, и заглядывать даже не надо. Достаточно прийти в воскресенье в любой храм, и сравнить количество людей, там находящихся, с теми, кто спит в близлежащей округе – и сразу все станет понятным.
А когда попадаешь, в какие-то монастыри или даже монастырские комплексы, то… «Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия…»
Не хочется развивать эту идею, чтобы не подпасть под грех осуждения. И об этом тоже будет говорить святитель.
Но что же делать?
Но мы не зря остановили на время святителя Игнатия. Давайте теперь дослушаем его до конца:
«…увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, т.к. милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись».
Итак, первое, что нужно сделать – «отвратить взоры от грустного зрелища…».
Но как их отвратить, когда эти «зрелища» постоянно перед лицом? Вот в чем сложность!..
Что еще – «надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении…»
Да – именно!.. Впрочем, это нужно делать и вне зависимости от каких-либо внешних «грустных зрелищ».
Итак, не смотрим на видимое умирание христианства в России и думаем только о собственном спасении…
Гм? Гм? Гм?..
Неужели все уже столь безнадежно!?.. И святитель Игнатий будет проводить эту мысль настойчиво многократно. Что нарастающую апостасию не остановить, это попущение Божие, т.е. Россию уже не спасти – надо думать о собственном спасении.
И все-таки позволим себе не до конца согласиться с великим святителем.
К чему такая позиция привела – мы знаем из истории.
Россия погибла. Да – та дореволюционная Россия погибла в котле последующей революции…
Но ведь тогда и сейчас нас ждет то же самое?
Не важно, каким будет новый котел – революционным, смутным, военным – но он неизбежно наступит?
Наступит, если мы не будем бороться за спасение России?
Ставлю в конце предложений вопросы, потому что опять же не хочется никакой однозначности и предопределенности.
Кстати, и во времена святителя Игнатия были те, кто боролись до конца.
Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Вот действительно был боец, до последнего вздоха бивший в набатный колокол и предупреждавший о надвигающейся катастрофе.
Он тоже все видел, как и святитель Игнатий, но не опускал рук. И не только думал о собственном спасении, но призывал бороться и за спасение России.
И не только призывал – но и сколько сделал для этого.
Все его кронштадтские устроения (трудовые дома, приюты, богадельни, училища, работные курсы, кассы помощи…) – это мини-модель по которой могла бы быть устроена и вся Россия
Если бы только она прислушалась к кронштадскому пастырю…
Не прислушалась.
А что же сейчас? Увы – не видно сейчас пастырей, подобных Иоанну Кронштадскому, да и святителю Игнатию тоже.
На самом деле они идеально дополняли друг друга.
Оба видели неизбежную катастрофу России и оба показывали пути ее спасения.
Христианство снова удаляется из России, значит, грядущая катастрофа неизбежна?
См. по теме -