Фотография, как неотъемлемая часть эмоциональной составляющей, плотно вошла в жизнь каждой семьи, и во все времена способна молчаливо, но в то же время красочно и в деталях рассказать про события минувших дней, которые, так или иначе, дороги нашему сердцу.
Если рассмотреть среднестатистическую семью, где есть мама, папа и дети, то коллекция их фотографий с каждым годом только увеличивается по мере происходящих событий с ними и с каждым в отдельности, и что примечательно, хронология по большому счету выглядит одинаково в каждой такой семье: свадьба, рождение детей и их взросление, путешествия, плюс отдельные яркие эпизоды из жизни (первый класс, выпускной, дни рождения).
И вот что интересно, несмотря на то что выглядит это все достаточно банально и сами фотокарточки могут быть не самого лучшего качества, но со временем для каждого из нас они представляют все большую ценность, так как способны вызывать неподдельные эмоции и рассказать намного больше чем видно, ведь с каждой фотографией связана своя вполне определенная история, раскрывающая много деталей отдельных эпизодов нашей жизни.
Фотоальбомы в семье в современном мире можно разделить на 2 вида: цифровой, где фотографии хранятся на цифровых носителях и классический с множеством страниц и распечатанными фотографиями.
На мой взгляд помимо цифровых фото классический фотоальбом должен быть в каждой семье потому как имеет большую эмоциональную ценность через возможность совместного просмотра и получения теплых воспоминаний, неторопливого обсуждения и тактильных ощущений, так же способен вызывать неподдельный интерес и у гостей, с которыми готовы делиться частичкой личной жизни, проще говоря это как визитная карточка семьи, которую неторопливо изучаешь, проникаясь в каждое событие со своей уникальной историей. Основная роль и ценность любого фотоальбома — это возможность еще раз окунуться в славное прошлое и пережить события былых времен ну и конечно же получить добрые эмоции от просмотра.
Так же семейные фотографии можно сравнить с невидимой нитью, связывающее поколения. Ведь не раз мы слышали от наших детей: «Пап, мам, а как вы раньше выглядели? А на кого я был похож из вас в детстве? А как выглядели мои бабушка с дедушкой?» и т.д.
Собирают ли сейчас семейные альбомы? Я уверен, что ответ на этот вопрос кроется в возрасте поколений – чем старше поколение, тем больше у таких семей классических фотоальбомов, потому как раньше это был единственный вариант распечатать и хранить фотографии в одном месте, а сейчас возрастные семьи, как говориться, по старинке продолжают собирать и коллекционировать альбомы, потому что для них это есть определенная ценность. Причем если лет 50 назад это был единый фотоальбом для всех фотографий с разными событиями из жизни семьи, то где-то лет 20-25 назад стало модно разделять фотографии и сортировать их в разные фотоальбомы по темам, такие как: свадьба, путешествия, дни рождения, дети.
Если брать во внимание темпы развития цифровых технологий и продвинутую молодежь в наше время, то с полной уверенностью можно сказать, что фотоальбомы в классическом их виде сильно уступают цифровым носителям и фотографиям, сохраненным в компьютере или на диске. Сейчас, например, с легкостью и в два клика можно сделать нужный кадр и сохранить его на смартфоне, создав для него соответствующий альбом. Вопрос лишь в том, будут ли они создавать ту атмосферу, на которую способны фотографии в распечатанном виде.
С другой стороны, в наши дни стало модным делать фото книги, которые по своему формату очень схожи с фотоальбомами, но фотографии нельзя вытащить и взять в руку, а они уже напечатаны на страницах, плюс с развитием технологий стало возможным самому придумывать дизайн и оформление таких книг, что делает их более уникальными и неповторимыми. Получается некий симбиоз из формата старого альбома и цифровой печати с полным набором современных дизайнерских решений. Такой продукт сегодня набирает обороты и становиться более популярным, как среди возрастных семей, так и для молодых.
Если посмотреть на фотографии, сделанные в разные времена/поколения, то можно увидеть поразительное отличие по качеству, причем это качество можно разделить на несколько составляющих: построение кадра или композиция, то есть как главный объект расположен относительно других объектов, цветовая и светопередача и, на мой взгляд, самое важное динамика в кадре – прослеживается ли движение, то есть насколько кадр живой.
Так вот, фотографии прошлых времен по большей части были статичные и никакой динамики и живости кадра на них не было видно, то есть главный герой на них стоял не подвижно по струнке и натянуто не естественно улыбался либо не излучал ни каких эмоций совсем. Цветовая гамма таких фото так же скудна, так как технологии того времени не позволяли полностью передать природный цвет и свет, а если говорить про черно-белые фото, то там совсем все скучно. Просто в прошлом отношение к фотографии было, как какому ту артефакту, который пригодился бы только для просмотра через несколько десятков лет для воспоминаний. Например, раньше где-то в 80-х были популярны семейные фотографии из студии, где мама, папа сидят на стульях, а их дети стоят рядом неподвижно, и никто не улыбается, потому что это серьезный процесс. Или, например, фото ребенка на новогоднем празднике в детском саду мало чем отличались в разных семьях. Как правило наряженный ребенок стоит неподвижно около елки с подарком в руках. И это не плохо, это было абсолютно нормально для тех времен это было модно. Такие фотографии делались для будущего, что бы потом наслаждаться и вспоминать как мы были молоды.
Для того, чтобы сделать такие фотографии не требовалось много усилий – достаточно было прямо поставить объект и нажать на кнопку затвора фотоаппарата.
В наше время к фотографии отношение потребителей и самих фотографов очень сильно изменилось. С развитием технологий и современных тенденций в индустрии фото стали повышаться и требования к фотографиям.
Сейчас фотография занимает очень большую нишу в искусстве, как отдельный вид творчества и каждая деталь в ней подвергается критической оценке со стороны. Наверное, самый важный аспект, на который обращают внимание в наше время — это динамичность кадра или, как еще говорят, живой кадр или нет. Простыми словами если главный объект в кадре запечатлен во время какого-то движения и фотограф сумел поймать тот самый момент. Это действительно важно, потому что при просмотре любой фотографии хочется увидеть историю целиком, которая там происходила и, возможно, додумать что там произойдет дальше. То есть основная ценность в фотографии сейчас это увидеть какую-то историю и задуматься о происходящих событиях.
Говоря про отличия фото по времени, важно упомянуть про особое внимание к цветопередаче на кадре и то, как освещен главный объект. Сейчас, так же благодаря технологиям, получается не только добиться естественного света и цветов на кадре, но и специально приукрасить их для усиления нужного эффекта. Все это делается сейчас для того, чтобы добиться так называемого эффекта “WOW”.
С развитием цифровых технологий в мире фотографий, к которым относятся и камеры с объективами, и программы обработки, и смартфоны и многое другое, что с этим связано, на мой взгляд ценность фотографий постепенно снижается, потому что нет ни каких сложностей удалить плохой кадр и тут же сделать новый, не сделав никаких материальных затрат при этом, а просто чуть изменить настройки техники. Плюс к этому с развитием сети интернет появилась огромная возможность делиться современными фотографиями на просторах социальных сетей и для каждого человека это уже выглядит как сплошной поток обычных картинок. Совсем другое дело, когда среди этого потока появляются очень старинные фотографии в черно белом исполнении – вот такие артефакты действительно заставляют с любопытством всматриваться в каждую деталь и задумываться о происходящем давно минувших дней. Если сказать иначе, то сейчас ценность фотографий из прошлого только увеличивается.