Бросок левой перчатки традиционно означал приглашение недруга к барьеру. Еще в 19 веке дуэли проходили повсеместно, и новость о новом погибшем или раненом никого не удивляла. Пушкин выходил на дуэль 26 раз, Лермонтов и Грибоедов принимали участие в поединках как минимум дважды. Но вот что удивительно: стрельба в своих обидчиков не была только мужским занятием. Порой и женщинам приходилось брать в руки оружие, чтобы защитить свою честь и достоинство. Дуэли стали символом борьбы женского пола за равноправие и независимость. После Французской революции, когда общественная жизнь страны стремительно менялась и развивалась, такие схватки обрели широкую популярность среди активисток того времени.
Битва полов: дуэли женщин против мужчин.
Во Франции в конце XVII века жила мадемуазель Ла Мопен, которая прославилась тем, что в дуэлях убила нескольких мужчин. Её увлечение заключалось в том, чтобы, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах. Когда её пытались выгнать, она угрожающе обнажала шпагу. Несмотря на запрет дуэлей, введенный королём Людовиком XIV, монарх, очарованный её женской красотой, закрывал на это глаза.
Также в XVII веке во Франции один офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вёл себя вызывающе. Вскоре он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». Бравый капитан был сильно удивлён, когда его соперником оказался не кто иной, как сама графиня, которая не только обезоружила его в поединке, но и сказала: «Вы считали, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. Прошу вас в будущем быть внимательнее к женским просьбам».
Дуэли с обнаженным торсом.
В 1636 году Хосе де Рибера создал картину под названием «Дуэль женщин», которая в настоящее время находится в музее Прадо. Обнаженных дуэлянток можно встретить на многих винтажных открытках. В конце XIX века темы женских поединков начали активно использовать в кино. В коротком 35-секундном фрагменте, снятом в 1898 году, дама снимает верхнюю одежду, достает кинжал и сражается с соперницей до тех пор, пока одна из них не пронзает сердце другой, и побежденная не падает наземь без признаков жизни.
Существовало мнение, что женская одежда ограничивает свободу движения, а корсет способен эффективно защищать от ударов меча, при этом укрыть под ним броню было гораздо проще. Кроме того, мелкие элементы одежды могли оказаться в ране, что создавало риск заражения. Естественно, такие поединки проходили исключительно в женском окружении; даже слуги-мужчины должны были отойти на достаточное расстояние и ждать, отвернувшись, пока их не позовут.
Дуэль между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк.
Поединки за внимание влиятельных и привлекательных мужчин становились особенно популярными. В частности, в XVIII веке в Франции две благородные дамы — маркиза де Несль и графиня де Полиньяк — сошлись в дуэли из-за титула любимой герцога Луи де Ришелье.
Этот аристократ был дальним родственником знаменитого персонажа из произведений Дюма, а подробности о поединке можно найти в его дневниках, где он с энтузиазмом фиксировал события. Интересно, что король Людовик XV, являвшийся покровителем герцога, называл его «милым пустышкой». Тем не менее, женщины получили лишь незначительные травмы и легкий шок, а та, кто одержала победу, смогла сохранить свой статус фаворитки.