Картины, которые убивают? Звучит как сюжет очередного фильма ужасов, но в действительности это одна из самых живучих городских легенд, обросшая мистикой и слухами. Истории о «проклятых» картинах переполняют интернет и до сих пор захватывают умы людей. Давайте разберемся, как и почему некоторые картины стали ассоциироваться с несчастьями, трагедиями и мистикой.
Портрет Марии Лопухиной
Портрет Марии Лопухиной, созданный Владимиром Боровиковским в 1797 году, стал объектом многочисленных мистических слухов. Мария Лопухина умерла в молодом возрасте вскоре после того, как художник завершил работу над ее портретом, что породило легенды о том, что картина приносит несчастья и болезни. Поговаривали, что портрет способен забирать молодость и красоту у смотрящих на него девушек, оставляя им болезнь. На самом деле, Лопухина страдала от туберкулеза — болезни, которая в то время была очень распространенной и практически неизлечимой.
Слухи о «проклятии» картины усилились, когда портрет приобрел Павел Третьяков для своей галереи. Хотя тысячи людей посетили экспозицию и полюбовались портретом, массовых случаев трагических последствий не последовало. История Марии Лопухиной — это яркий пример того, как трагедия личной жизни может перерасти в легенду, особенно когда связана с произведением искусства.
«Плачущий мальчик» Джованни Браголина
«Плачущий мальчик» — работа итальянского художника Джованни Браголина, прославившаяся благодаря массовой истерии, развернувшейся в Великобритании в 1980-х годах. Картина изображает мальчика со слезами на глазах, и считается, что за ней скрывается мрачная история — по слухам, мальчик погиб в огне, а его дух вселился в картину, вызывая пожары в домах владельцев.
История стала широко известной благодаря статье в газете Descent в 1985 году, в которой утверждалось, что картина остается нетронутой в домах, уничтоженных огнем. Местные пожарные службы не подтвердили наличие «проклятия», указывая на то, что плотный холст и специальный лак действительно могли защитить картину от огня, а возгорания происходили из-за неосторожности людей.
Несмотря на отсутствие доказательств, паника среди населения была настолько велика, что люди начали массово сдавать картины в редакцию газеты для уничтожения, а «Плачущий мальчик» стал символом «проклятой» живописи. Эта история является примером того, как слухи могут перерасти в массовую истерию.
«Крик» Эдварда Мунка
«Крик» Эдварда Мунка — одно из самых узнаваемых произведений искусства, овеянное мистикой и страхом. Слухи о том, что картина способна свести с ума тех, кто на неё смотрит, основаны на ужасающей атмосфере полотна и биографии самого художника, который переживал глубокие психологические травмы. Фигура на картине, кричащая в безмолвном ужасе, стала воплощением экзистенциального страха и отчаяния.
Мунк создал этот образ, вдохновленный впечатлением от мумии, увиденной в музее, и собственными внутренними переживаниями. Слухи о «проклятии» картины связаны с тем, что некоторые зрители и музейные сотрудники утверждали, что испытывали необъяснимое беспокойство и дискомфорт после длительного контакта с картиной. Тем не менее, психологи объясняют это эффектом суггестии и влиянием искусства на эмоциональное состояние человека, а не каким-либо мистическим воздействием.
«Портрет Бернини» и его «проклятие»
Другая известная картина, связанная с мистикой, — это «Портрет Бернини». История гласит, что каждый, кто осмелился владеть этим произведением, сталкивался с неприятностями, а в некоторых случаях — и с трагедиями. Картина, по слухам, приносила несчастья своим владельцам, и в итоге она оказалась в запасниках музея, где ее больше никто не видел.
Как и в предыдущих случаях, нет ни одного подтвержденного факта, который доказывал бы наличие «проклятия». Однако люди продолжают верить в мистические свойства картины, что подогревает интерес к ней и создает вокруг нее ореол загадочности.
Проклятие или самовнушение?
В конечном итоге, все эти истории объединяет одно: люди склонны находить мистику там, где её нет. С древности человек пытался объяснить необъяснимое с помощью сверхъестественных сил. Современные мифы о «проклятых картинах» ничем не отличаются от тех же древних суеверий, адаптированных к нашему времени.
Психологи объясняют это стремлением снять с себя ответственность: легче поверить в проклятие, чем признать собственные ошибки или стечение обстоятельств. Картины, как и книги или фильмы, могут вызывать сильные эмоции, но они остаются произведениями искусства, а не вратами в потусторонний мир.
Если вам понравилось, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал — впереди еще много удивительных историй!