Найти тему
УРА.РУ

День Семена Летопроводца: приметы и традиции церковного Нового года

Оглавление
Новолетие. Миниатюра Минология Василия II. 985 год
Новолетие. Миниатюра Минология Василия II. 985 год

14 сентября (1 сентября по старому стилю) православные христиане отмечают наступление Нового года и просят Бога о даровании благословения на наступивший период. Этот день называется Новолетием. В народном календаре он известен под именем Семена Летопроводца, происходящего от святого Симеона Столпника. Подробнее об истории праздника, традициях и приметах — в материале URA.RU.

История праздника: церковное «Новолетие»

В церковном календаре 1 сентября (14 сентября по новому стилю) отмечено как наступление Нового года. История праздника уходит корнями во времена Римской империи. Для сбора налогов римские императоры установили так называемые индикты: в конце определенного периода с населения собирали подати.

Октавиан Август для начала нового цикла назначил дату своего рождения — 23 сентября. Период мог длиться от 5 до 15 лет, но затем его регламентировали и установили в 15 лет. Около 462 года начало индикта перенесли на 1 сентября. В 537 году император Юстиниан I узаконил начало нового года на это число.

Позже у греков слово «индикт» изменило смысл и стало означать «новое лето» или на славянском «новолетие». В современном русском языке это означает «новый год». В православной церкви 1 сентября было принято в календарь и превратилось в церковный праздник. В этот день стали совершать молитвы, прося у Бога благословения на новый год.

Православным праздником на Руси этот день стал вскоре после Крещения. В то время гражданское годовое летосчисление велось с 1 марта, а церковный календарь начинал новый год с 1 сентября. Позже произошло единообразие обоих календарей и общая дата зафиксировалась на 1 сентября.

Что принято делать на Новолетие в церкви

В Русской православной церкви на новолетие служится славословная служба. В этот день вспоминают Симеона Столпника и его мать Марфу. Сирийский христианский монах основал новый вид аскезы — столпничество. Он избрал подвиг непрерывной молитвы на столпе: известно, что так он провел 37 лет, за что получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни и заглядывать в будущее. Почитается в лике преподобных.

Накануне праздника служится великая вечерня, на которой читается паремия. Согласно Евангелию от Луки, в этот день Иисус вошел в синагогу в Назарете и прочитал это место перед прихожанами.

Праздник Семена Летопроводца

Православные христиане отмечают 14 сентября день Семена Летопроводца. Название происходит от имени Симеона Столпника, в этот день совершались обряды, которые знаменовали приближение осени.

Приметы, традиции и обряды

На новоселье за сутки до переезда в дом запускали кошку и петуха. Согласно поверьям, они выпроваживали из жилища всякую нечисть.

Множество обрядов было связано с огнем, его раньше называли святым огнем или богом, а при разжигании читали молитвы. В одном из регионов Руси существовал обряд, названный «Женитьбой комина». В доме под большим дымоходом, прикрепленным под потолком (комин) вешали сковороду или железную решетку. На нем зажигали лучину, которая освещала дом. В огонь бросали кусочки сала, зерно, орехи и сладости.

Все, кто находился в жилище, желали благополучия в семье и хозяйстве, а также чтобы работа удавалась. Женщины пели свадебную песню «жениху».

На Семена Летопроводца существовал обычай, который назывался «похороны мух». Согласно преданиям, если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с этим уходило и лето.

Сами «похороны» проходили творчески: гробики делали из тыкв, огурцов или репы, с наигранным воплем укладывали туда мух и несли к выкопанной могилке.

Также у славян существовало предание о воробьях. На Семена Летопроводца в рябиновую ночь (время сильных гроз) считалось, что черт меряет воробьев. Согласно исследователям славянского фольклора, «сперва соберет всех воробьев в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнет тех, которые выше краев его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых черт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнезда и заботятся о размножении своей породы».