На этой неделе, 11 сентября, суд вынес приговор Александру Цымбалюку, бывшему директору Чернцкой коррекционной школы-интерната для детей с особенностями развития в Ивановской области. Его признали виновным в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении воспитанников интерната и приговорили к 23 годам лишения свободы.
Приговор зачитали по 48 случаям нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних, в числе жертв лица, не достигшие 14 лет. Как утверждает следствие, своим положением для совершения преступлений мужчина пользовался в период с 2000 по 2013 год.
Школа-интернат с «благоприятными условиями», таковыми они были только для руководства
Жуткие события, ставшие основанием для обвинения, разворачивались в стенах учреждения на протяжении более десяти лет, когда Цымбалюк руководил интернатом. Следствие вышло на эту историю в ходе расследования дела экс-губернатора Ивановской области Михаила Меня, которого обвиняли в хищении 700 миллионов рублей. Однако дело в отношении чиновника впоследствии было прекращено в связи с истечением срока давности.
В 2011 году Мень, по версии следствия, вместе с бенефициарами группы компаний «Продо» основал преступную группу, занимавшуюся хищением бюджетных средств, выделенных Минфином в качестве кредита для поддержки Ивановской области.
Как именно следствие вышло на Цымбалюка, не разглашается, но в апреле 2021 года его задержали в Дагестане. Параллельно с ним был арестован Николай Бухонин, бизнесмен и бывший зампред совета Ассамблеи народов России. Дело, имеющее отношение к половой неприкосновенности несовершеннолетних, сразу же было засекречено, расследованием занималось главное следственное управление Следственного комитета России. Оно проходило в закрытом режиме, даже оглашение приговора было недоступно для представителей СМИ.
Однако в прессе существует информация о причинах задержания. По версии следствия Цымбалюк не раз сексуально домогался своих воспитанников. В материалы журналистов даже попадала рассказ одного из бывших учеников интерната:
— Часто он ко мне в комнату приходил пьяненький. Ну, как бы мацал. Как бы это, пойдём выпьем. Пойдём, кофе попьём. Я как бы соглашался, ничего не оставалось делать.
Кроме того, экс-директор не гнушался тем, чтобы «сдавать» своих воспитанников, отправляя по рукам. Как известно, заслуженный деятель культуры Николай Бухонин был одним из таких заказчиков. На дачные работы к нему привозили 13-летнюю девочку. Работа в огороде была только частью услуг, которые должна была выполнить подросток. По словам несчастной, она несколько раз подвергалась сексуальному насилию. Вскоре плановый медосмотр показал, что девочка забеременела.
— Я легла на кресло, и мне сказали, что я беременна. 12 недель. У меня паника, я не знаю, что делать. Я психовала. Потом у меня случился выкидыш после вот всего этого. После уроков физкультуры это случилось. Живот ужасно разболелся.
Кроме того, жертва «заслуженного деятеля культуры» рассказала, что на даче зачастую присутствовала жена Бухонина, которая явно знала о пристрастиях супруга, но ничего не предпринимала.
73-летний Бухонин, которому вменялось пять эпизодов сексуального насилия, не дожил до суда. В январе 2022 года он получил тяжелые травмы в СИЗО и скончался. Проверка, проведенная московскими следователями по факту его смерти, не выявила криминального следа. Об этом ранее сообщало издание «Известия», ссылаясь на собственный заслуживающий доверия источник.
Согласно данным Басманного суда, изначально Цымбалюку вменялось три эпизода растления несовершеннолетних. Однако в карточках дела, опубликованных на сайте Ивановского суда в 2023 году, фигурируют десятки подобных эпизодов.
Для жителей Чернцов, небольшого села, где расположена школа-интернат, арест бывшего директора стал шоком. Большинство жертв, оставшихся без родительской опеки и имеющих инвалидность, состояли на диспансерном учете у врачей.
На сайте школы-интерната весьма высокопарно говорится о ее миссии — создать для детей «благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности». Вся эта история вновь напоминает о том, что даже в стенах, предназначенных для защиты и заботы, могут скрываться зло и беззаконие.
«Зачем ему дети?»
В тихом поселке Чернцы, где время будто застыло, разворачивается трагическая история, в которой переплетаются страхи, молчание и искалеченные судьбы. Корреспонденты «Известий» встретились с жертвами, уже взрослыми женщинами, которые, скрывая свои лица, рассказали о домогательствах со стороны двух мужчин, чьи имена теперь навсегда связаны с этим мрачным делом.
В то время, как одна из потерпевших, Марина, с ужасом смотрела на кадры оперативной съемки с дачи Николая Бухонина, место, где, по ее словам, ее склоняли к интимной близости, она с горечью вспоминала, как ее, еще юную девушку, привозили на дачу с согласия руководства интерната. Этот кошмар происходил на протяжении 5 лет, чтобы девушка была более «сговорчивой» её опаивали водкой, замешанной с соком.
— Все про это знали, но умалчивали, — заверила Марина. К слову, соседи Бухонина позднее действительно отмечали, что на участке видели несовершеннолетних, но те, мол, бывало, просто приезжали полоть грядки — что в этом такого...
Сын Николая Бухонина не верит в вину отца.
— К нему женщины сами на машинах приезжали, зачем ему дети? — спросил он, — недоумевает он, отказываясь видеть факты преступлений родителя.
В виновность двоих причастных в принципе мало кто верит из знавшего их окружения. Одна из дочерей Александра Цымбалюка сказала, что об этих эпизодах и говорить не стоит, ведь это «дети — инвалиды и ежегодно подлежат диспансеризации в психиатрических учреждениях». Так что для неё данная история не более, чем клевета в сторону «образцового педагога, которого любили воспитанники».