В первой половине 2024 г. таможенные органы выявили более 19 тыс. нарушений профильного законодательства. Некоторые из них связаны с откровенным криминалом, но нередки и такие, которые возникли потому, что физлица и юрлица неверно трактовали нормы законодательства либо не были знакомы с действующими нормами и не учли правоприменительную практику.
Недавно Государственный таможенный комитет опубликовал исследование, в котором приняли участие 1110 граждан и представители участников внешнеэкономической деятельности.
Исследование провели таможенные органы в целях изучения общественного мнения об оказываемых услугах, качестве и эффективности осуществления таможенных операций.
Показательно, что в ходе исследования физлица, которые обращались по непонятным вопросам к таможенным органам, отметили «высокий уровень консультирования». А вот «затруднения в применении норм законодательства вызвало обеспокоенность у половины опрошенных», сообщает ГТК.
Какие трудности с толкованием законодательства возникают у физических и юридических лиц? На эти и другие вопросы «ЭГ» ответил адвокат, магистр юридических наук Сергей Хмылко.
– По вашим наблюдениям, какие нормы таможенного законодательства часто вызывают затруднения у физлиц?
– Таможенное законодательство довольно сложное, и не всегда после ознакомления с существующими нормами рядовой гражданин понимает, как его применять. В качестве иллюстрации – актуальная тема перевозки валюты.
Законодательство говорит, что декларированию на границе подлежат наличные денежные средства в сумме свыше 10 тыс. USD в эквиваленте. И понимание этой нормы у людей бывает разное. На практике очень большая сложность с перемещением денег между родственниками и совместно путешествующими.
В законодательстве прямо не сказано, что, если супруги перемещают 19 тыс. USD, возможно ли, чтобы у одного из них вся сумма лежала в сумке для перемещения по зеленому коридору.
Сейчас практика говорит о следующем: если муж, жена и несовершеннолетние дети едут вместе, то им не обязательно «дробить» между собой сумму наличной валюты, чтобы двигаться по зеленому коридору. Хотя 8 лет назад суд первой инстанции привлек к ответственности супруга, который перевозил вместе со вторым супругом сумму в 15 тыс. USD, но в последующем дело было пересмотрено.
Из законодательных норм прямо не следует об учете детей для целей исчисления допустимой суммы перевозимой валюты (по зеленому коридору), но на практике несовершеннолетние дети учитываются.
Вместе с тем в отношении других родственников сказанное уже не работает. Например, если брат с сестрой или бабушка с внуком вместе пересекают границу, то чтобы иметь право двигаться по зеленому коридору, сумма наличных у каждого (!) на руках не должна превышать 10 тыс. USD.
Это требование касается и лиц, совместно проживающих, но не состоящих в зарегистрированном браке.
Другой пример – перевозка валюты на суммы свыше 100 тыс. USD в эквиваленте. Согласно законодательству в случае перемещения таких крупных сумм гражданин должен предъявить документы о происхождении денежных средств.
При этом в таможенном праве не регламентирован исчерпывающий перечень документов, которые в таких ситуациях могут затребовать таможенные органы, и понимание такой достаточности у гражданина и у таможенного инспектора может быть разное.
Например, в моей практике прямо сейчас рассматривается случай, когда при перевозке евро физическое лицо в качестве источника происхождения денег предъявило договор отчуждения им автомобиля на такую же сумму, но в российских рублях.
Квитанции об обмене валюты он не считал необходимыми сохранять и представлять, тем более что они обезличены. Таможенный инспектор непосредственно на границе посчитал, что договора достаточно, и гражданина пропустил без проблем. Спустя несколько месяцев таможенные органы решили, что это нарушение и нужны банковские квитанции, поэтому был составлен протокол.
Еще один пример трактовки нормы законодательства для физических лиц – перевозка товаров для личного пользования. Например, если человек перевозит 50 пар носков – это будет считаться коммерческой партией, а если ему необходимо в строящийся дом 50 розеток/выключателей, то как такую партию оценит таможенный инспектор? Вроде бы однозначно для личного пользования, но количество достаточно большое.
– В каком диапазоне может быть определен штраф для физлиц за нарушение провоза валюты?
– Недекларирование перемещаемых через таможенную границу физлицами подлежащих таможенному декларированию наличных денежных средств влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин. Гораздо более чувствительна конфискация суммы свыше 10 тыс. USD, а она применяется в большинстве известных мне дел. Однако и случаи неконфискации тоже встречаются. Конкретно в моей практике за последний год таких примеров было четыре.
– С какими трудностями бизнес, как правило, сталкивается на границе? Какие юридические моменты вызывают трудности у субъектов хозяйствования?
– Нарушение, которое таможенные органы часто выявляют у субъектов хозяйствования, – недостоверное декларирование. Иными словами, речь идет о предоставлении сведений, которые могут повлечь занижение уплаты таможенных платежей. Поэтому таможенные органы информацию, представляемую юрлицами, всегда тщательно проверяют.
Очень часто выявляются как простые ошибки в декларации (перепутана валюта, вес брутто/нетто, указан не тот инвойс или договор), так и действительно сложные моменты. В числе последних – формирование стоимости с учетом сложной логистики (стоимость доставки через условный Кыргызстан с поступлением товара сразу в Минск) или курсовые разницы за счет большой волатильности российского рубля.
Но здесь стоит помнить одно простое правило: в таможенном праве нет понятия ошибки. Любая, даже случайно указанная неверная информация влечет административные последствия, если только сам субъект самостоятельно до начала контроля не сообщит о такой ошибке.
– Что еще часто вызывает трудности у субъектов хозяйствования?
– Классификация перемещаемых через границу товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС. Это не всегда просто сделать. Например, перевозится многофункциональное оборудование, и теоретически оно может соответствовать разным кодам. Соответственно, и таможенная пошлина может существенно отличаться.
Конкретно сейчас у меня несколько дел в суде с очень серьезной проблемой с классификацией одной модели китайского электромобиля, в котором помимо батареи есть и бензиновый двигатель.
При ввозе вся имевшая место информация, экспертиза, позиционирование автомобиля производителем свидетельствовали, что это электромобиль (двигатель не приводит в движение колеса), в связи с чем была применена льготная пошлина. Однако таможенный орган в последующем посчитал, что бензиновый двигатель также приводит в движение автомобиль (а не только подает заряд на батарею), в связи с чем пошлина пересчитана и увеличена более чем в 3 раза.
Кроме того, трудности у субъектов хозяйствования нередко возникают в связи с нестандартными таможенными процедурами. Стандартная ситуация – ввоз товара для выпуска в свободное потребление. Нестандартные касаются реэкспорта, реимпорта и т.п.
Недавний пример – вывоз товара для последующей переработки и обратного ввоза. Распространенная ситуация – оборудование ввозится в страну, эксплуатируется несколько лет и затем требует серьезного ремонта на заводе-изготовителе за пределами ЕАЭС.
При этом первоначальная стоимость нового оборудования может составлять, например, 100 тыс. USD, и со всей суммы уплачивается таможенная пошлина, а спустя несколько лет, когда нужен ремонт у иностранного производителя, остаточная стоимость снижается до 30 тыс. USD. В законодательстве записано, что при повторном ввозе таможенная пошлина оплачивается от стоимости услуг по ремонту, включая цену запасных частей.
Однако на практике возникает кейс, когда юрлицо при ввозе не указывает остаточную стоимость товара, с которой пошлина ранее была уплачена. Таможенные органы видят в этом нарушение и привлекают компанию к административной ответственности.
– В каком диапазоне может быть штраф для юрлица за недостоверное декларирование?
– Согласно законодательству – до 30% от стоимости товара. Анализируя мою практику, отмечу, что штраф чаще всего колеблется в диапазоне от 5 до 25%, при этом бывают случаи и 0,5, и 1%, но последнее, скорее, исключение.
– Физические и юридические лица, судя по вашей практике, не всегда понимают после прочтения норм законодательства, как им в конкретной ситуации (в т.ч. нестандартной) действовать, чтобы соответствовать требованиям таможенных органов. Как быть?
– Проблема подавляющего большинства физических и юридических лиц, у которых возникают сложности на границе, связана с тем, что они не уделяют теме таможенного контроля должного внимания и поэтому часто ни к кому не обращаются за консультацией – ни к юристам, ни в Государственный таможенный комитет.
Хотя могу сказать, что специалисты ГТК на запросы дают весьма содержательные и развернутые пояснения о применении таможенного законодательства, и очень часто мы, юристы, используем эти разъяснения для защиты клиентов в таможенных делах. Другое дело, что вопросы, которые адресуются в таможенные органы, должны содержать полную информацию о конкретной ситуации и быть грамотно с правовой точки зрения составлены.
Для снижения рисков на границе по вопросам, которые в законодательстве или на сайте ГТК четко и прямо не прописаны, нужно проявлять инициативу и глубже в них разбираться. Нужно помнить, что таможенная и судебная практики могут существенно отличаться от того представления, которое иногда формируется у людей и представителей субъектов хозяйствования после прочтения законодательства.
Читайте также:
Превышение суммы наличных при пересечении границы: вплоть до уголовки