Найти тему

Вознесенская церковь в Коломне. Родственники святителя Филарета и версия о зодчем Казакове

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

На пересечении нынешних улиц Красногвардейской и Комсомольской в Коломне стоит храм Вознесения Господня, построенный в 1792-1799 гг. История храма связана с именем знаменитого уроженца Коломны московского митрополита Филарета (Дроздова). Исследователи архитектуры относят церковь к числу лучших церковных памятников города, выполненных в переходном стиле от барокко к классицизму. Возможно, автором проекта мог быть зодчий екатерининской эпохи Матвей Федорович Казаков.

В 1870 г. в Коломну приехал московский викарный епископ Игнатий (Рождественский). Прибыв на железнодорожную станцию, Игнатий отправился в древний Старо-Голутвин монастырь. Там, в освященной еще митрополитом Филаретом (Дроздовым) церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, было совершено всенощное бдение. За богослужением хор пропел торжественное величание основателю обители преподобному Сергию, а на литургии возгласили вечную память митрополиту Филарету, окончившему свои дни в Троице-Сергиевой лавре.

-2

Епископ Игнатий посетил другие монастыри Коломны, Успенский собор, а всенощную под праздник Покрова Богородицы служил в Тихвинском храме. На следующий день владыка Игнатий возглавил городской крестный ход, совершавшийся из Успенского собора к Покровской приходской церкви. Эта коломенская традиция была установлена в память об избавлении города от нашествия французов в 1812 г. После крестного хода архиерей посетил приходские церкви, в том числе и церковь Вознесения Господня.

В статье Московских епархиальных ведомостей говорилось:

«Он осматривал… Вознесенскую, сооруженную прихожанами в 1792 году. Это одна из лучших церквей в городе, обширная и высокая; имеет два придела во имя св. великом. Варвары и Екатерины».
-3

Храм Вознесения Господня в Коломне имел особое значение для семьи епископа Игнатия (Рождественского): здесь начинал служение в сане священника его дед Иродион Степанович Сергиевский. Высокий гость, посетивший монастыри и храмы города в 1870 г., был не только корнями из Коломны, но и родственником святителя Филарета Московского. Бабушка владыки Игнатия Ольга Михайловна Дроздова была сестрой святителя Филарета.

-4

Окончание строительства церкви Вознесения Господня в 1799 г. почти совпало с окончанием семинарского курса Василия Михайловича Дроздова – будущего владыки Филарета. Прихожане просили митрополита Платона (Левшина) о том, чтобы в Вознесенскую церковь назначили земляка Василия Дроздова. К тому же в Коломне в Троицкой церкви на Репне служил его отец Михаил Дроздов. Талантливый юноша, однако, не спешил принять сан и по совету митрополита Платона продолжил обучение богословию.

-5

Будущий святитель Филарет в письме к отцу поделился своими сомнениями насчет возможности стать настоятелем Вознесенской церкви в Коломне:

«Они были здесь и просили владыку дать к Вознесенской церкви священника. Когда владыка велел им предоставить, кого пожелают они из семинарии: то они предлагали мне сие место. Я сказал им, что не могу ни на что решиться без Вашего слова, и что не надеюсь теперь быть уволен из семинарии… я не думаю спешить выходом из семинарии; а прожить еще год».

Так как Василий Дроздов медлил с решением, место священника Вознесенской церкви занял Иродион Сергиевский – супруг родной сестры святителя Филарета. Он служил здесь до перевода в Успенский собор Коломны с 1803 по 1816 годы. При отце Иродионе Вознесенская церковь была расширена: в трапезной части появились приделы во имя великомучениц св. Екатерины и мученицы Варвары в память о существовавших издавна в этой части города деревянных Екатерининской и Варваринской церквях.

-6

По преданию, постройка каменной Вознесенской церкви связана с именем зодчего Матвея Федоровича Казакова, который еще в 1770-х гг. побывал в Коломне. Его поездка имела предысторию: осенью 1775 года город посетила сама Екатерина II. Императрицу достойно встретили богатые коломенские купцы, специально к высочайшему посещению выстроили триумфальные ворота. Царица посетила Архиерейский дом, Успенский собор и Голутвин монастырь. Кроме того, Екатерина удостоила визитом фабриканта И. Д. Мещанинова в его роскошном особняке.

Два года спустя Екатерина послала в Коломну архитектора Матвея Казакова для составления чертежей города. Казаков пробыл в Коломне около недели в январе 1778 г. Его сопровождали двенадцать человек, включая других известных архитекторов Родиона Казакова и Ивана Еготова. Казаков сделал шесть рисунков с видами старой крепости и посада. Рисунки выполнялись по особой технологии. Городской пейзаж проецировался на бумагу с использованием специальных оптических устройств, контуры обводились карандашом, а позже работа довершалась пером и тушью. Так достигалась почти фотографическая точность облика города.

-7

Изображениями города роль Матвея Казакова в истории Коломны не ограничилась. Ему приписывались разные коломенские постройки конца XVIII в. К числу его творений относили псевдоготические башни оград Брусенского и Голутвина монастырей. В книге «По Оке от Коломны до Мурома» 1980 г. вновь шла речь о казаковских башенках в Коломне:

«Устремленные вверх своими остриями, изящные двух- и трехъярусные цилиндрические башенки выглядят среди окружающих домов как минареты, кажется даже, что мы попали в какое-то татарское селение… Почти всем этим Коломна обязана М. Ф. Казакову, который… увлекся величественными образами кремля».

Есть вероятность, что Казаков мог иметь отношение к проекту Вознесенского храма. Заметно сходство коломенской церкви с известной церковью Космы и Дамиана на улице Маросейке в Москве, авторство М. Ф. Казакова. Исследователь О. П. Булич в 1928 году отмечала высокий уровень

«первоначального архитектурного замысла прекрасного по своим округлым формам основного тела Вознесенской церкви».

В конце 1920-х годов была уничтожена уникальная кованая решетка ограды с фигурами ангелов. В дальнейшем церковь была закрыта, в ней разместили склад предприятия «Текстильмаш». Несмотря на это, сохранился барочный иконостас конца XVIII века, возможно, относившийся к архитектурному замыслу великого архитектора Матвея Казакова.