Найти тему

Мед. по-русски vs Мед. по-сербски

Оглавление

Приветствую всех снова на своём канале! Сегодня хотелось бы сравнить учебный процесс на медицинских факльтетах Белгородского и Белградского Университетов. Опираться буду на свой личный опыт, затрагивая аспекты, на которое удалось обратить своё внимание. Разумеется, для большей объективности стоило бы сравнить обучение за весь период в обоих заведениях, но вряд ли кто-то из нас имеет лишние 12 лет)))

Стоит предупредить сразу⚠️, что здесь не будет поливания грязью российской системы образования и восхваления сербской. Благодарю за понимание.н

На факультете в БелГУ. 1 курс
На факультете в БелГУ. 1 курс

Что да как?

Кто не читал мои предыдущие статьи, напомню, что 1 и 2 курс я прошёл в стенах НИУ БелГУ, после чего я перевёлся в Белград с потерей года. Поэтому появилась отличная возможность сравнить хотя бы 2 курс по собственному опыту. Плюс в Белграде я успел походить на 2 предмета вместе с первокурсниками для ликвидации задолженностей.

"Не расслабляйтесь" vs "Всё на вашей совести"

Первое, чтобы хотелось отметить, как плюс нашей системы, так это то, что нас держали в постоянном тонусе в БелГУ. У нас было много домашних заданий, и в начале пары всегда был устный опрос. Причём у каждого препода он проходил по-разному: кто-то задавал конкретные вопросы, кто-то хотел развернутый ответ со всеми тонкостями, а кто-то и вовсе начинал читать лекцию, а студенту нужно было лишь вставить нужный термин. Всё это помогало лучше запомнить материал, потому что вариант " незаметно отсидеть семинар" не прокатил бы.

В Белграде домашки почти не было. Максимум - 1-2 доклада по физиологии за весь семестр или что-то по биохимии (список аминокислот и их классификация, показатели содержания веществ в организме человека и т.д.). Разве что иммунолог не давал нам спуску своими тестами, но про этот предмет выйдет отдельная статья. Устные опросы были исключительно добровольными, и это был хороший способ повысить количество баллов за курс. Поэтому вся наша самоподготовка была сугубо под нашей ответственностью. Никаких "ладно, вызубрю эту тему, чтобы преподша отстала". Да и вообще в Сербии нет призывной армии или установки в обществе, что без корочки вы - недочеловек. Именно по этой причине в университет идут исключительно те, кому это нужно. Тем более, если речь идёт о медицине - пожалуй, худшем выборе для тех, кому просто формально нужно высшее образование.

Разделение на группы

Группы в БелГУ и Белградском меде были по-разному организованы. Если в БелГУ групп было больше, но они насчитывали около 10-12 человек, то в Белграде групп было всего 4, и каждая из них делилась на 4-5 подгрупп, а в каждой из них было по 30 человек. По этой же самой причине у нас не было лекций совместно с другими группами, и поэтому преподы не могли опросить каждого студента на паре. Это было бы физически невозможно. Более того, с каждым годом состав группы меняется, это происходит по решению университета. Это значит, что даже если ты хорошо учился и не потерял год, то не факт, что ты будешь в прежнем коллективе.

Программы обучения

Что меня смутило в учебной программе БелГУ, так это то, что сугубо медициной там стали заниматься только с 3 курса, как сообщили мне мои друзья, оставшиеся там. Сильно удивило присутствие в программе 1 курса большого нагромаждения абсолютно немедицинских предметов. Из действительно нужных предметов были только анатомия, генетический анализ в биологии и медицине (этакая прелюдия к биологии), химия, введение в специальность, латинский язык и история медицины. Во втором семестре ещё добавились гистология и фармацевтика, где нас учили писать рецепты на латыни. Остальное же составляли русский язык, физика, история России, ОБЖ, правоведение и многое другое. Если кто-то из преподов по данным дисциплинам ещё как-то пробовал вырулить в сторону медицины (препод по правоведению давал нам выписывать права и обязанности врачей и пациентов), то основная часть давала задания по тому, что вообще не имеет к ней отношения. На ОБЖ не рассказывали, как оказать помощь пострадавшему, на физике не объяснялись процессы, протекающие в нашем организме. Самое неприятное во всем этом было то, что все эти предметы отобрали огромное количество нашего времени, отчего некоторые предметы были разорваны между двумя курсами (начинался предмет во 2 семестре 1 курса, а заканчивался в 1 семестре 2 курса, например). Это сильно осложнило мне перевод в другой университет.

В Сербии же всё время мы посвящали только медицинским предметам. Даже английский язык был направлен именно на медицину. Предметы же начинались в 1 семестре и заканчивались во 2 семестре одного и того же курса.

Отдельно следует указать, что в Сербии почти всё платно: экзамены (об этом дальше), зачётка, хвостовки, табели за семестр, книги, методички и даже рабочие тетради, которые были обязательны для посещения пар, так как они имели картонный табель посещения, на который клеилось фото студента, и который доставался преподу, а также свой небольшой табель в виде таблички, где препод также ставил свои подписи в конце пары. Поэтому российским студентам стоит ценить, что им не надо настолько раскошеливаться в начале учебного года))).

Практика в больнице

Если в России мы проходили практику после завершения семестра, то в Сербии мы проходили её в течение семестра, что было удобнее. Будет ли на практике реальная работа с пациентами или просто посиделки с доктором в кабинете и опросы, зависит от руководителя практики. Тут это относится к обоим университетам.

В отеле в халате с эмблемой факультета.
В отеле в халате с эмблемой факультета.

Факультативы

Они были и в России, и в Сербии. Только в России факультативы были посвящены физкультуре. Да, вы прочли верно. Именно по ней у нас была уйма курсов. Их разнообразие поражало, позволяло лишний раз поддерживать себя в форме + добавляло баллов в зачёт по данному предмету.

В Сербии факультативы тоже имели свое разнообразие и тут уже были сугубо медицинские предметы, только куда более узкого направления (биохимия еды, медицинская психология, физиология сна, Магний - важный элемент организма, термодинакмика внутренних процессов и т.д.). Мне достались "наука и медицина" и "физиология поведения, боли и зуда". Первый факультатив был в онлайн формате в 1 семестре, а второй свалился нам на голову только в конце семестра на 2 недели по пятницам. В итоге вместо 12 часов дня я и мой друг уходили домой только в 5 вечера.

Посещение

Посещение занятий в Сербии ощущается куда более важным. Стоит признать, что российские преподы более толерантны к прогулам и отработкам. Ходить на работу во время пар, а потом заявиться в конце семестра и за несколько пар отработать все темы и быть допущенным к сессии - это то, что не проканает в Сербии. Здесь на каждый предмет установлен свой лимит пропусков, и обычно он не превышает 1-2 занятия (самый большой был для английского языка - 5 для всех и 7 для обладателей сертификата о прохождении международного экзамена на уровень B1). Отработки же сдаются не на перерывах, а конце семестра, для чего выделяется 1 учебная неделя.

Сессия

В этом плане российская и сербская системы отличаются координально. Вот основные отличия:

- Сроков сессии огромное количество (почти каждый месяц).

- Регистрация на экзамен осуществляется самим студентом. Даже на первую попытку. Необязательно записываться на все экзамены за 1 срок.

- Помимо регистрации нужно подтвердить своё решение сдавать экзамен на данном сроке. Тут снова несколько способов, и у каждого предмета он свой: в основном электронно, но иногда нужно было лично принести заполненную хвостовку преподу или бросить её в корзину, расположенную на кафедре.

- Нет ограниченного числа попыток пересдачи и нет комиссионной пересдачи. А это значит, что исключение за неуспеваемость студентам не грозит.

- Студента, который не смог выполнить условия, необходимые для перевода на следующий курс, оставляют на второй год. Плюс здесь заключается в том, что ходить повторно на занятия в таком случае не нужно и платить за обучение надо меньше (но надо).

- Каждый раз назначают нового преподавателя, когда нужно идти сдавать экзамен. Поэтому шансы легко сдать "своему" преподу, который хорошо тебя знает, вряд ли получится.

- Почти каждый экзамен платный, хотя и стоит совсем смешных денег (50 динаров). Вкупе с предыдущим фактом это исключает возможность для студента "взять препода измором", т.е. постоянно ходить к нему на пересдачи, чтобы тот просто поставил оценку или зачёт, чтобы студент оставил его в покое. К тому же, после проваленной 3 попытки надо платить сверху 800 динаров за каждый экзамен.

Экзамены и их форматы

Экзамены в Белграде могли проходить в разных форматах: только тест, только устный опрос, но чаще всего экзамен был разбит на 2 части - практическую и устную. При этом сдавались они в разные дни, и сданная практическая часть была допуском на устную часть. Кстати, практическая часть тоже имеет свой лимит, по истечении которого студент был обязан снова сдавать её, если так и не сдал устную часть(примерно, как теоретический экзамен в автошколе). В БелГУ у нас также в сущности были устная и практическая часть, только мы сдавали это в 1 день. Так экзамен по биологии состоял из 3 устных вопросов по 3 из 5 блоков (паразитология, цитология или генетика, эволюционная морфология или экология). Из практической части были генетическая задачка и микроскопический препарат паразита, который нужно было определить, описать, доказав, почему это представитель именно этого вида, а не какого-то другого + написать его систематику с латинскими названиями. При всём этом вопрос по данной теме обычно не имел ничего общего с препаратом (мне достался членик свинного цепня, а устный вопрос был про мух).

В Сербии исключительно из устной части состояла только иммунология. По микробиологии нужно было писать тест, по биохимии подробно описать 2 эксперимента на бланке, назвать, что мы определяем и зачем + назвать концентрацию данного компонента в организме и назвать его клиническое значение. По физиологии было нечто подобное, только там обычно было необходимо ещё и провести данный эксперимент т.е. колоть себе пальцы и брать кровь для анализов, звонить слуховыми вилочками, читать кардиограмму, слушать пульс и т.д. Только после успешной сдачи практической части можно было идти на устную. Более того, по некоторым предметам могли и не допустить даже до практической части. Так, например, по физиологии нужно было сдать коллоквиум по биофизике, который проходил ещё в конце октября, а по биохимии нужно было сдать все 3 теста по химии (неорганическая, органическая и Химия Природных Продуктов). С последним я провозился вплоть до июля месяца.

Долгожданные подпись и печать. Спасибо профессору Караджич за консультации и моей подруге Ане за материалы для подготовки
Долгожданные подпись и печать. Спасибо профессору Караджич за консультации и моей подруге Ане за материалы для подготовки

Итог

В конце, можно прийти к выводу, что обе системы имеют свои плюсы и минусы. Неважно, где вы учитесь на данный момент. Важно просто принять правила данной игры и ценить те достоинства, которые вы имеет в данной ситуации.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на канал. До новых встреч!!

#Сербия #Белград #БелГУ #Медицина

#Медфакультет