Я понимаю, что даже мои постоянные читатели могут усомниться в моём добром здравии, прочитав заголовок. Потому сразу его продлю: «… и какие именно наступления наших войск под этим названием подразумевались».
Конечно, в том, что операция «Багратион» проводилась нашими войсками, сомнений нет, так же, как операции «Суворов», «Кутузов» и другие, которым присвоены имена известных полководцев прошлого. Но давайте попробуем определить, что именно подразумевалось под операцией «Багратион».
К сожалению, чёткого указания найти в каких-либо документах не удаётся. Да и в мемуарах нет чётких указаний, хотя им доверия нет и путаницы в них по поводу разработки операции и дат, тоже хватает.
Сегодня, как известно, под операцией «Багратион» подразумевается Белорусская стратегическая наступательная операция, с разбивкой на два этапа. И вот тут возникают сомнения. Поскольку о планах операции именно по полному освобождению Белоруссии, да ещё частично Прибалтики, и выходе в Польшу, нигде не говорится. Возможно это подразумевалось где-то в недрах Генштаба и в разговорах у Сталина. Я пока не нашёл.
Зато весь характер подготовки операции, а также сравнение её с другими, наводит на мысль, что операция «Багратион» — это то, что подразумевается сегодня под её первым этапом.
На первом этапе (с 23 июня по 4 июля) проведены Витебская, Оршанская, Могилевская, Бобруйская и Полоцкая операции…
Почему я прихожу к такой версии.
Смотрите сами. Операция «Кутузов» — освобождение Орла и Брянска силами трёх фронтов, операция «Суворов» — освобождение Смоленска силами двух фронтов. Задачи вполне конкретные, хоть и не всегда полностью выполненные. Что ещё интересно, и «Кутузов», «Суворов» — являлись продолжением предыдущих наступлений, которые закончились без результата. Наступление с целью освобождения Орла и Брянска впервые началось ещё зимой 1942 года, планы по освобождению Смоленщины (и попытка их реализовать) тоже уходят в 1942 год.
Наступление на Витебск, Полоцк, Оршу, Могилёв, Бобруйск впервые началось в октябре 1943 года. За это время сформировалась конфигурация «Белорусского балкона», но в целом наши войска не выполнили поставленные задачи, так как все упомянутые города (добавлю Минск) должны были быть освобождены ещё к ноябрю 1943 года.
Советское наступление в Белоруссии на всех направлениях было оставлено в марте-апреле из-за огромных потерь и начавшейся распутицы.
В мае 1944 года Ставка ВГК окончательно утвердила планы наступления всех четырёх фронтов. Речь шла именно о единой стратегической операции, так как часть задач решалась фронтами совместно.
Но при этом, задачи фронтам были поставлены весьма скромные, по сравнению с предыдущими операциями.
1-й Белорусский фронт должен был по директиве Ставки № 220113 овладеть Бобруйском, и в случае успеха развивать наступление в район Пуховичи, Слуцк, Осиповичи. Что интересно, изначально в штабе 1-го Белорусского, планировали конечной целью наступления Минск, но в Ставке обрезали до Осиповичей. То есть чисто географически, по расстоянию — примерно на две трети урезали аппетиты.
2-й Белорусский фронт должен был по директиве Ставки № 220112 выйти на Днепр и захватить плацдарм на его западном берегу. В дальнейшем форсировать реку Днепр главными силами, овладеть Могилевом и развивать наступление в общем направлении на Березино, Смиловичи.
3-й Белорусский фронт должен был по директиве Ставки № 220115 овладеть Витебском и Оршей, и далее развивать наступление на Борисов, с целью выйти на западный берег реки Березина.
1-й Прибалтийский фронт должен был по директиве Ставки № 220114 совместно с 3-м Белорусским овладеть Витебском, и в дальнейшем развивать наступление на Лепель. При этом не упомянут Полоцк, который был целью наступления фронта (ещё когда он был Калининским) аж с осени 1943 года.
Как мне кажется, Ставка и Генштаб ставили такие, я бы сказал, умеренные задачи по причине предыдущих неудач. Вообще в ходе войны заметно, что размах наступления планировался всё меньше. Вспомним 1942 и 1943 годы. Там планировались операции на окружения сразу целых групп армий. И все неудачные, если не брать Сталинград — самый скромный по размаху.
Понятно, что овладение Минском и Полоцком, хоть в директивах и не упомянуто, но подразумевалось. Тем более, что планы были уже давно составлены — оставалось подкорректировать. Но, как явствует их всех документов, второй этап наступления ставился в зависимости от результата первого. А сомнения в успехе первого этапа были вполне обоснованы. Кстати, у немцев тоже. Если уж немецкую оборону под тем же Витебском столько месяцев не могли сокрушить, то почему это должно получится теперь?
Итак, ещё раз. Я предполагаю, что операция под кодовым названием «Багратион» подразумевала лишь наступления по четырём директивам Ставки №№ 22013- 220115, с целью прорвать немецкую оборону и овладеть Бобруйском, Могилёвом, Оршей и Витебском. Всё остальное уже в рамки этой операции не входит, и лишь предусматривалось в случае успеха.
Отдельно хочется сказать по поводу Люблин-Брестской наступательной операции, которую тоже считают частью «Багратиона». Единственное, что их связывает — обе проводились войсками 1-го Белорусского фронта. Однако, тут стоит напомнить предыдущие события. Речь про Полесскую наступательную операцию, целью которой было освобождение Ковеля с последующим наступлением на Брест. Для этого был сформирован фронт, названный 2-м Белорусским. Наше наступление не удалось, а 2-й Белорусский передали с войсками и участком фронта Рокоссовскому. То есть, по сути Рокоссовский командовал двумя фронтами, которые именовались армиями правого и левого фланга 1-го Белорусского. Всё планирования по этим частям фронта шло отдельно, даже все карты отдельные. А между ними находилось Полесье.
Стоит напомнить, что испокон веку все боевые действия на той территории делились на «севернее Полесья» и «южнее Полесья». Поскольку в самом Полесье крупномасштабных действий не вели и уж для стратегического наступления там точно было место не подходящее.
То есть ключевым должно быть место или направление действий — южнее или севернее Полесья.
Поэтому операцию — она именовалась в документах 1-го Белорусского Ковельской, и в целом повторяла по задачам Полесскую наступательную, гораздо правильнее рассматривать как общее наступление с 1-м Украинским фронтом. Известное как Львовско-Сандомирская наступательная операция. Кстати, Рокоссовский на это тоже обращает внимание.
Я, конечно, не предлагаю что-то пересматривать и переименовывать, боже упаси. Просто хочется разобраться в том, что и как планировалось. Ибо без этого сложно оценить, что и как происходило, а, тем более, оценивать результаты. Думаю, нет смысла объяснять, что многие описания боевых операций появились уже после войны, а в документах военного времени они отражены не совсем так. И то, что называется ныне Белорусская стратегическая наступательная операция (она же ещё и Пятый Сталинский удар) — это уже более позднее видение свершившихся процессов.
Одна из самых известных операций войны — «Багратион» до сих пор недостаточно изучена и в ней очень много «белых пятен». Которые, дай бог, получится раскрыть.
Рекомендую вам мою статью:
Какова же цена операции «Багратион»