С начала 80-х мир постепенно начинает превращаться в "клип". Клиповое мышление, клиповая эстетика... Алан Паркер не стал мелочиться и снял клип не на одну песню, как это делали все, а целиком на альбом. Причем его "длинный клип" снят в разы изобретательней, чем короткие клипы других режиссеров, хотя, казалось бы, куда проще снять короткий клип, вложив в него всю свою фантазию...
Легендарный альбом группы Pink Floyd "The Wall" (1979) является одним из наиболее влиятельных и знаковых альбомов концептуального арт-рока. К концу ХХ столетия альбом вошел в тройку самых продаваемых альбомов, несколько раз становился "платиновым" и т.д. и т.п.
В отличие от других альбомов группы, здесь все тексты и музыку написал практически один человек - Роджер Уотерс.
Интересно, что еще до выхода альбома в свет планировалось, что по нему будет снят фильм. Предполагалось, что фильм будет включать в себя кадры, снятые во время тура группы, а Уотерс сыграет главную роль - вымышленной рок-звезды, в образе которого воплощен не только сам Уотерс, но и еще один сооснователь "Пинк Флойда", Сид Баррет, быстро сторчавшийся и покинувший состав.
"Пинк Флойд - Стена" отличается абсолютно соответствующим музыке движением в кадре, мрачной интонацией и фантастическими образами постоянно изменяющихся персонажей, как главных, так и массовки.
Фильм снял Алан Паркер. Он относится к той плеяде британских режиссеров, которая в 70-х годах пришла в кинематограф из рекламы и существенным образом изменила его. Среди его коллег - Ридли Скотт и Тони Скотт, Эдриан Лайн. Поначалу Паркер хотел ограничиться должностью продюсера, а на режиссерское кресло он прочил своего постоянного кинооператора М. Серезина и художника Джеральда Скарфа, который делал для фильма анимацию. Но кинокомпания EMI настояла, чтобы фильм снимал Паркер.
Паркер убедил Уотерса и Скарфа, что видеозапись концерта была слишком театральной, и что это будет мешать анимации и постановке живого действия. Все концертные сцены были вырезаны, а на роль Пинка Флойда вместо Уотерса взяли рок-звезду Боба Гелдофа. Поскольку персонаж изменился, Уотерсу пришлось поменять сценарий, что он и проделал, предварительно прочитав пару книжек по сценарному мастерству.
По сюжету, рок-звезда по имени Пинк Флойд испытывает жесткую депрессию. Уединившись в гостиничном номере, он вспоминает детство (смерть отца на фронте Второй мировой войны, жизнь с матерью, прессинг и унижения со стороны школьных учителей). А прямо сейчас он узнает, что ему изменяет жена. Пинк постепенно сходит с ума, в чем винит каких-то "мозговых червей". Его глючит, что он - не рок-звезда, а диктатор-нацист, и что устраивает он не концерты, а неонацистские митинги, после которых толпы бритоголовых пацанов крушат все на своем пути.
Почему вообще Уотерс сочинил этот альбом? В середине 70-х, когда к группе пришла всемирная слава, Уотерс начал испытывать все большее отчуждение от своей собственной аудитории. Ему хотелось отгородиться от нее стеной, - так же, как герой фильма отгораживается от всего мира.
В частности, Уотерс говорил:
Аудитория на этих огромных концертах испытывает волнение, которое, как мне думается, связано с любовью к успеху. Когда группа или человек превращаются в кумира, это может быть связано с успехом, который проявляется через этого человека, но отнюдь не через качество работы, которую он делает. То есть, вы становитесь фанатиком не из-за того, что чья-то работа хороша, а из-за того, что вас опосредованно затрагивают его влияние и слава. Звезды (кинозвезды и звезды рок-н-ролла) олицетворяют, во всяком случае, - в мифах, - жизнь такой, какую мы все хотели бы прожить. Фанатам кажется, что они находятся в эпицентре жизни. Вот почему они по-прежнему тратят большие суммы денег на концертах, при этом находясь далеко-далеко от сцены, где им часто бывает очень некомфортно, и где звук зачастую очень плохой.
Любопытно, что в 2022 году Роджер Уотерс, в отличие от всех своих бывших коллег по группе, поддержал Россию, смело выступая в различных интервью против западного мира и нацистской Украины (в то время, как другой лидер группы, недальновидный Дэвид Гилмор, "донатил" Украине).
Книги надо читать, и желательно - умные, - говорит Уотерс, - а не этот ваш интернет и телевизор.
Может показаться, что Уотерс и сейчас похож на своего героя: во всяком случае, он был единственным из всех легендарных рок-музыкантов, кто выступил против всего злобного западно-цивилизованного мира.
И в то же время он абсолютно непохож на своего "лирического персонажа": в отличие от Пинк Флойда, бодрый и энергичный Уотерс не замыкается в себе и не выстраивает вокруг себя защитную Стену, а, наоборот, строит весь мир и пытается его поучать!
(И это, кстати, урок всем, кто склонен соотносить автора с его персонажем).
Характерная цитата. Ведущий программы говорит Уотерсу:
— Ха-ха. Бог мой, какой же вы все-таки скандалист.
— Не называйте меня так.
— Как?
— Богом.
Демократический западный мир отменяет его концерты. Но, думается, Уотерсу это пофиг.
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Алан Паркер,
Сценарий: Роджер Уотерс,
Оператор: Питер Бижу,
Композитор: Роджер Уотерс.
В главной роли: Боб Гелдоф.
В ролях: Кристин Харгривз, Джеймс Лоренсон, Элинор Дэвид, Кевин МакКион, Боб Хоскинс.
Смотрите фильм онлайн в моей группе Вконтакте и подписывайтесь:
Интересные факты о фильме:
- Многие актёры массовки в сценах, снятых как видеоряд к композициям «Run Like Hell» и «Waiting for the Worms», действительно принадлежали к нацистским группировкам (их взяли для большей реалистичности). Художник Джералд Скарф не на шутку испугался, когда однажды они пришли на съёмки с выбритым на одной стороне головы знаком двух перекрещённых молотков. В конце 1980-х гг. даже появилась фашиствующая группировка Hammerskins, которая использовала перекрещённые молотки как свой символ, и это было очень не по нраву Паркеру, Скарфу и Уотерсу, которые изначально собирались сделать эту сцену в фильме антифашистским гимном.
- Боб Гелдоф, сыгравший главную роль, написал в своей автобиографии, что впервые услышал о проекте от своего агента, когда ехал в такси, и что отказался было на том основании, что творчество Pink Floyd ему в принципе не нравилось. Роджеру Уотерсу об этом стало известно не потому, что он прочёл об этом у Гелдофа, а потому, что водителем такси оказался его брат.
Читайте также на моем канале: