Привет, меня зовут Лина Залевская - я налоговый консультант, специалист по управлению финпотоками в малом бизнесе, ну, и бухгалтер, конечно. В этой статье — взгляд в будущее, в 2025 г., где уже есть НДС у компаний с оборотом свыше 60 млн. рублей, где собственник все еще находится на стадии торга и ищет выходы.
В статье я опишу один из самых частых запросов на консультациях: в миру он называется “дробление”.
- Как налоговый консультант, я обязана подсветить риски.
- Как бухгалтер — просчитать себестоимость мероприятия.
- Как специалист по управлению финансами — взвесить экономию, расходы и риски, и дать рекомендацию.
История наша начинается:
Обычное агентство недвижимости в городе А, у которого есть выручка около 230 млн за год и запланирован рост до 300 млн, и… нет сотрудников. Риски связанные с отсутствием сотрудников — тема другой статьи, здесь мы не будем их касаться, но это не значит, что их нет.
Задача: устроить 2025 год так, чтобы не платить НДС.
Я: что конкретно хотите, уже, наверное, есть мысли? (улыбаюсь)
Ответ: да, есть еще один ИП, и можем ООО в Москве открыть (уверенно).
Я: такие риски и такие расходы, просто чтобы не платить сверху 5%? Дешевле выйдет платить НДС. Это еще и проще, чем жить с тремя компаниями.
Дробление бизнеса — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными организациями и ИП, контролируемыми одними и теми же лицами, с целью минимизации налогов.
Такое разделение:
- осуществляется с использованием спецрежимов;
- направлено исключительно (или по большей части) на занижение налогов.
Простыми словами: у вас точно дробление, если на вопрос налогового инспектора: «Зачем вы разделили свое агентство на два ИП и ООО?», ваш единственный ответ: «Потому что так дешевле по налогам».
Понятия “дробление” в законодательстве раньше не было. Само дробление конечно же было, а понятия не было. Но законодатели уже исправили это несоответствие.
Понятия «Дробление бизнеса» и «добровольный отказ от дробления бизнеса» впервые на законодательном уровне появилось в ст. 6 Закона N 176-ФЗ от 12.07.2024 г. Там же прописан порядок проведения налоговой амнистии для компаний, которые добровольно решат отказаться от искусственного дробления. То есть, если Вы уже знаете, что дробитесь, и знаете, что видны как на ладони, просто до Вас еще руки не дошли, то велкам под амнистию. Но это уже тема другой статьи.
- А как налоговая вообще понимает, что это не разные бизнесы, а единый?
- Не поверите, у них есть регламент и на этот счет.
Например, ФНС в письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ определила 17 признаков дробления бизнеса. Однако в реальной судебной практике за 2017-2024 годы таких признаков гораздо больше.
Вот минимальный перечень:
1. Наличие единого центра управления, который является конечным выгодоприобретателем. Руководит всем один Максим Николаич.
2. Отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц. Это признак для тех, кто покрупнее. Например, в производственном предприятии на основной ООО вся техника, сотрудники и т.д., а на ИП, которые открываются для патентов — ничегошеньки.
3. Отсутствие основных средств, производственных мощностей, кадровых ресурсов и прочего свидетельствует об имитации деятельности подконтрольных компаний.
4. Прямая или косвенная взаимозависимость. Например, любой из родственников — бывшие или действующие.
5. Использование общих ресурсов (основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов.
6. Единое все: юридический адрес, IP-адреса, телефоны, почта, сайт, вывеска, склад, офис, ККТ, счета в одних и тех же банках, общие представители в судах.
7. Общий персонал. Сотрудники выполняют одни и те же обязанности в рамках всех компаний-участников дробления. Как правило, это бухгалтерия, юридическая служба, отдел продаж. Или очень часто сотрудники мигрируют из одной компании в другую.
8. Формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление. Например, предоставление транспорта, аренда производственных помещений на безвозмездной основе, беспроцентные займы и т.д. Очень часто имущество используется в деятельности вообще без договора.
9. Единый производственный процесс.
10. Взаимозависимые компании не могут вести свою деятельность по отдельности друг без друга, а только в составе группы.
11. Один вид деятельности у всех участников дробления.
12. Нет деловой цели разделения. Под деловой целью подразумеваются разумные экономические причины разделения.
13. Взаимные расходы: участники схемы платят по счетам друг за друга.
Например, оплата коммунальных услуг, Интернета, телефона, приобретение оборудования, лицензий 1С, кассовой техники и т.д. Совершенно глупая оплошность.
14. Участники схемы применяют специальные режимы налогообложения.
Как правило, это УСН или Патент.
15. Показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальных режимов, но не превышают их.
16. Создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала.
17. Данные учёта указывают на снижение рентабельности производства и прибыли, но при этом появляются новые взаимозависимые компании.
18. Разделение покупателей между участниками дробления с учетом применяемой системы налогообложения: с НДС и без НДС с целью снижения налоговой нагрузки. Это когда есть заказчики, которые будут с вами работать только если Вы применяете ОСНО. А экономить НДС хочется. Поэтому открывается еще одна компания, где УСН. Или даже ПСН, если деятельность позволяет.
19. Разная наценка при реализации внутри группы компаний. Как правило, ниже, чем сторонним покупателям.
20. У взаимозависимых компаний только один поставщик – контролирующая компания. При этом у подконтрольных компаний всегда есть кредиторская задолженность в адрес этого поставщика.
21. Фиктивность отношений в группе компаний.
Между компаниями установлен формальный документооборот, отсутствует движение товара между участниками группы, документы выписываются задним числом — все это указывает на недействительность сделок.
22. Движение денежных средств к одному субъекту — центру управления бизнесом. Очень часто прибыль, которая аккумулируется в подконтрольных компаниях, выводится в головную компанию в виде беспроцентных займов. Чудесно же.
23. Нет конструктивного разделения площадей.
24. Необоснованные перечисления внутри группы компаний, необычные виды расчетов. Это могут быть: перечисления по договорам субподряда, субаренды, беспроцентные займы, погашение векселей, взаимозачеты.
Кстати, это можно воспринимать как тест. Сколько у Вас там “да”?
Но вернемся к нашей истории.
Даже если к конструкции (да не будем произносить слово “схема”) с двумя ИП и одним иногородним ООО подойти с умом, то есть:
- Разделить географически. ИП 1 — город А, ИП 2 — А область, ООО — Санкт-Петербург
- Нанять им разных юристов. Да, сейчас никто не устроен, но по факту люди-то есть (а юристы в этом деле — основной персонал, которого нет).
- Сделать так, чтобы эти юристы, агенты и даже бухгалтеры не были знакомы друг с другом
- Сделать разные сайты с написанной разными юристами политиками конфиденциальности.
- Провести другие мероприятия, обозначающие разную деловую цель.
Но останется 8 “да”, если идти по этому риск-тесту.
А теперь давайте смотреть, ради чего такой риск.
Деятельность среднестатистического агентства устроена так:
Отдел первички. Здесь доход — это агентское вознаграждение от компаний-застройщиков. В нашем случае, 70% от выручки.
Отдел вторички. Здесь доход — это подбор и консультационные услуги, хотя бывает по-разному, иногда это тоже агентское вознаграждение. Соответственно, 30% выручки в нашем случае.
--------------------------------------------------------------------------------------------
140 000 000 р. — выплата от застройщиков, в т.ч. Москва около 40 % (56 000 000 р.)
60 000 000 — оплата за сделки по вторичной недвижимости (А).
- Предположим, что 60 млн. в А (вторичка) остаются на старом ИП-1 (который сейчас резко потеряет в доходе по п. 14).
Если вырастет оборот (что прогнозируется), то все равно перейдет на НДС в 2025 г.
- Также предположим, что при этом 56 млн продаж московской элитки пойдет на новое ООО в Москве, и тоже есть хороший шанс, что будет больше. Расходы все, туда, конечно, не отнести, возьмем со слов клиента — максимум 30 (выплата агентам, которые не сотрудники, а ИП, но это тема другой статьи, как вы помните). Остальное выводим под дивиденды (других вариантов нет, и если вам скажут, что есть, то соврут).
- Тогда на ИП-2, который вот только открылся и сразу поперло (везунчик), пойдет первичка от застройщиков. И предположим, что к августу он перевалит за 60 млн. (третий кв уже пойдет с НДС).
Давайте на 10 секунд забудем, что это все шито белыми нитками, и посчитаем выгоду заморочного мероприятия. Там еще и база CRM единая.. ладно, опустим пока что.
Примерные расчеты:
Итого. В лучшем случае, мы экономим 1 млн. рублей. Да, ООО — это всегда дороже, там прибыль можно забрать только дивидендами. Если кто хочет рассказать мне про займы, то не надо. Особенность займа в том, что его нужно возвращать, и еще налогообложение с сумм материальной выгоды возникает. Невозвращенные займы переквалифицируются в лучшем случае в дивиденды, в худшем — в зарплату.
Что такое расходы на инфраструктуру?
Это содержание нескольких СRM-систем, штата, которому придется быть действительно разным. Кадрового персонала, потому что система усложняется. Аккаунтов в соцсетях (о да, их тоже придется разделить), блогов в Телеге (а как Вы собирались делать вид, что это разные бизнесы??). Дизайнеров (или старого умножьте на три, но это уже п. 5 риск-теста), бухгалтерий. И что самое ужасное — все эти разделенные счета, учетные базы, сотрудники, % агентам из разных компаний нужно как-то собрать (консолидировать) в единую управленческую отчетность.
Оно Вам надо на такой выручке?
И если Вы сейчас подумали: «Ага, будет 400 млн, тогда пойду строить конструкцию», то помните — чем больше сумма экономии, тем больше риск, тем больше глаз на Вас смотрят. Дальше будете в соцсетях рассказывать, что Вы — единая компания, и вот тут наша команда и наш офис?
Эти ребята решили оставить все как есть, заплатить 5% и жить спокойно. Стадия принятия.