Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) строилась в два этапа с 1899 по 1905 и с 1911 по 1915 г. Она опоясывает западное побережье Байкала. Западный берег озера представляет собой практически сплошную каменную стену с чередующимися мысами и заливами, от которых вверх в горы уходят узкие долины ручьев и рек. Строительство в таких условиях дорогое и сложное. Перед строительством КБЖД в 1896 г. была начата прокладка участка от Иркутска вдоль Ангары к станции Байкал, которая находилась непосредственное на озере.
С 1900 г. от нее до станции Мысовая, расположенной на противоположном берегу, ходили паромы. Зимой рельсы укладывали прямо на лед. В 1899 г. началось строительство непосредственно КБЖД. Сначала работы велись на более простом участке – от станции Мысовая до станции Слюдянка. Сооружение самого сложного участка – от станции Байкал до станции Слюдянка – началось в 1902 г. (подготовительные мероприятия стартовали годом ранее). Дорога сооружалась одноколейной. Средняя стоимость строительства одной версты составила 257 тыс. руб., тогда как на остальных участках Транссиба не превышала 60-70 тыс. Общая протяженность КБЖД – 260 км. Самый длинный туннель на дороге – "Половинный" (778 м). Полностью дорога была открыта в октябре 1905 г. – уже после окончания Русско-японской войны. В 1911 г. началось строительство второй колеи. Инженеры стали использовать не самый распространенный тогда материал – железобетон. Работы были завершены в 1915 г.
В 1918 г. в ходе боев красные, отступавшие под натиском чехов, подорвали Киркидайский тоннель, остановив движение по дороге на более чем 2 недели. В начале Второй мировой было начато строительство железной дороги от Иркутска к станции Слюдянка, который сокращал время в пути. Работы завершены после войны. После создания Ангарского водохранилища отрезок в 90 км – от станции Байкал и до станции Култук – стал тупиковым.
Сейчас этот участок является туристическую маршрутом.