Страна басков – очень специфический регион Испании. Это даже и не совсем Испания – тут другие традиции, культура и даже язык. Не просто так баски на протяжении всей истории боролись за свою независимость и отстаивали право на уникальность. Сейчас стараются делать это законными методами, раньше же не раз брались за оружие.
Футбольные традиции тут тоже своеобразные и очень крепкие. «Атлетик» из местного города Бильбао – одна из трех команд Испании (наряду с «Реалом» и «Барселоной»), которая никогда не вылетала из высшего дивизиона. Баски очень гордятся этим, но ещё больше – тем, что за всю историю за клуб не выступало ни одного легионера. Проще говоря, даже сейчас, когда даже в европейском захолустье найдётся парочка иностранцев в составе, за «Атлетик» выступают исключительно баски или те, кто родился на территории региона.
Те, кто в теме, может возразить – а что тогда с братьями Уильямсами, чернокожими парнями, которые на басков ну вообще не смахивают? Старший Иньяки в свои 30 уже живая легенда клуба, младший Нико в 21 – один из самых востребованных футболистов на рынке.
Дело в том, что номинально и тот и другой – баски, пусть и являющиеся детьми мигрантов из Ганы. История родителей братьев тянет на экранизацию. Мама и папа Иньяки с Нико в начале 90-х встретились в лагере для беженцев в Аккре. Феликс и Мария бежали от гражданской войны, захлестнувшей соседнюю Либерию и затронувшей весь регион.
Молодым людям пришлось преодолеть четыре тысячи километров через пустыню Сахара, чтобы попасть в испанский город Мелилья, расположенный на севере Африки. Иногда удавалось запрыгнуть в фургон, но большую часть пути шли пешком. Иньяки рассказывал, что после этого его отец потерял чувствительность на стопах от раскалённого песка. Дорога же осложнялась постоянными грабежами и налётами. Мертвецов хоронили прямо в песке и шли дальше. В общем, жуть.
После нелегального пересечения границы с Испанией родители Уильямсов попали в тюрьму. Благо, на помощь пришёл местный юрист, который посоветовал им порвать документы и заявить, что они не ганцы, а либерийцы, которые бегут от войны. Беженцев в итоге зарегистрировали и передали социальным службам Бильбао. Здесь они первое время жили у приютившего их священника Иньяки Мардонеса. В честь него и назвали первенца, которым девушка была беременна в пути. Юриста позже пытались найти, чтобы отблагодарить, но тщетно.
«Когда родители Уильямсов прибыли в Испанию, я работал в фонде, который помогал беженцам, - рассказывает Иньяки Мальдонес. - Их мама Мария была на восьмом месяце беременности. Феликс и Мария подарили своим сыновьям большой дар – крепкую веру. Помню, как Иньяки молился с болельщиками перед одним из матчей».
Интересно, что в итоге оба брата представляют разные сборные – старший Иньяки играет за родную Гану, а Нико выступает за сборную Испании. С обеими странами ребята чувствуют особую связь. Иньяки рассказывал, что в семье они говорят на испанском, но ругает их мама на ганском наречии тви.
Закрытую к чужакам Страну басков братья отблагодарили по-своему, каждую неделю даря радость местным жителям своими выступлениями. И всем абсолютно плевать, какой у них цвет кожи.
Больше сюжетов - в телеграм-канале ШОТ. Истории про футбол