Найти тему
Азбука отцовства

Развитие активной речи на 10-12-ом месяце.

Методику развития речи, приведённую в главе о воспитании детей на 7-9-ом месяце, используем также и при воспитании детей на 10 -12-ом месяце. Эта методика больше подходит для последнего квартала 1-го года. Однако, необходимо было привести её уже в 3-ем квартале, ибо многие дети произносят первое активное слово уже на 9-ом месяце, одновременно способности, которые должны появится в 4-ом квартале, должны подготавливаться ещё в предыдущем квартале. Продемонстрируем несколько упражнений для развития активной речи у детей, владеющих уже несколькими активными словами.

Направление с просьбой.

Для того, чтобы ребёнок подготовился к активному использованию слов в различных ситуациях, посылаем его к кому-либо с просьбой. Просим ребёнка «Скажи папе, чтобы шел есть, скажи: «папа ам-ам» или «Дай деду книгу» и скажи: «На!». Лицо, кому передана просьба, должно естественно не только её выполнить, но также похвалить и поблагодарить ребёнка за переданную просьбу.

Разговор о наблюдаемых явлениях.

Родители должны использовать каждую интересную ситуацию, чтобы поговорить с ребёнком. Например, мама везёт ребёнка в коляске на прогулку и разговаривает с ним о происходящем на улице, например: «Смотри, что это едет?». Ребёнок отвечает: «Машина!». Мама поддерживает ответ и хвалит «Да! Это машина! А что машина делает?». Подобным образом стимулируем к другим активным словам, которые всегда закрепляем повторением, похвалой и улыбкой и т. д. Дети в 4-ом квартале и в следующем квартале жизни испытывают радость от этого узкого социального контакта, стараются поддерживать разговор и зачастую сами без маминого вопроса обращают внимание на интересные явления, например, показывает на собаку и называет ее каким-либо словом. Спонтанное использование слов является главной воспитательной целью этого периода развития.

Демонстрация сценок с игрушками, которые комментирует ребёнок.

Отец усаживает ребёнка к себе на колени у стола и показывает ему простые сценки, например, с медвежонком, как он скачет, машет лапкой, прячется за коробку, урчит на ребёнка и т. п. Отец постоянно спрашивает, что делает медвежонок, а ребёнок уточняет, что он делает «прыг-прыг», «бух», «пока-пока» и т. д.

Разговор о картинке.

Упражнение похоже на упр. 107, однако при разговоре о картинке родители предлагают ребёнку самостоятельно обозначить некоторые явления словом. Если ребёнок начинает сам описывать картинку словами, то он заслуживает особой похвалы, признания и восхищения.

Дополнение стихов.

Рассматриваем вместе с ребёнком книгу с картинками и стихами и произносим при этом соответствующие стихи. Если делаем это часто, то некоторые 12-ти месячные дети способны сказать 1-2 последних слова из некоторых стихов, которые им читаются.

Методическая рекомендация.

В словаре самого маленького ребёнка имеется 2 типа слов: с одной стороны это слова, которые напоминают слова родного языка, с другой стороны слова, выдуманные ребёнком самостоятельно, так называемые детские слова, которые понимают лишь близкие люди. На первом этапе развития стараемся расширить активный словарный запас, не обращая внимание на то, что речь идёт о словах из словаря взрослых или о т. н. детских словах; нам важно, чтобы ребёнок осознал функцию слов при контактах с окружающими людьми. Прикладываем усилия, чтобы ребёнок вообще говорил, если же не удаётся пробудить у ребёнка в конце 1-го, начале 2-го года жизни. интерес к словесному контакту, лишь после этого заботимся о замене детских слов в словаре на взрослые слова родного языка. Дети обычно престают использовать детские слова во второй половине 2-го года жизни, т. е. после 18-ти месяцев.