Цель воспитания: пассивный запас слов к концу 1-го года жизни должен расширится до такой степени, что ребёнок понимает отдельные предложения, которые используются в каждодневных ситуациях (т. е. кормлении, купании, игры, прогулки, сна, самых близких людей и т. д.). В это время ребёнок должен использовать хотя бы 5 активных слов. Он должен любить детские песенки и считалки, уметь называть по имени какого-либо человека или предмет на картинке.
Развитие пассивной речи
Большинство упражнений для развития пассивной речи на 7-9-ом месяце применимы и для ребёнка в 4-м квартале (упр. 82-86). И в этом квартале необходимо говорить с ребёнком медленно и чётко, ограничив набор слов, значение которых понимает ребёнок, ввиду этого необходимо говорить о том, что конкретно касается ситуации, в которой находится ребёнок, используя одни и те же слова для обозначения того же самого действия.
Обозначение деятельности и предметов при игре с ребёнком.
Хотим, например, чтобы ребёнок научился отличать значение слов кубик, коробка, горшок. Посадим ребёнка к себе на колени у стола, где находятся перечисленные три предмета и говорим следующие фразы, сопровождая их демонстрацией, а главное действием: «Это кубик, это коробка! Положим кубик в коробку! Где кубик? Кубик здесь! Это горшок. Это коробка. Положим кубик в горшок! Теперь положим кубик в коробку!» и т. д. Принцип данного упражнения заключается в том, что взрослый проводит с несколькими предметами абсолютно простые действия, которые одновременно сопровождаются наиболее простыми словами. Когда ребёнок 5-10 раз во время этой игры услышит определённое слово и его внимание одновременно будет обращено на соответствующе действие (предмет), то с большой вероятностью возникнет соответствующая ассоциация и ребёнок будет понимать, что обозначено словами кубик, коробка и горшок.
Обозначение совместной деятельности
при игре с ребёнком.
В предыдущем упражнении ребёнок оставался пассивным и лишь слушал и наблюдал за тем, что говорит и делает мама. Необходимая ассоциация возникнет гораздо легче, когда ребёнок при этой игре активен. По этой причине выберем такие формы деятельности, где ребёнок может делать что-либо вместе с нами. Предыдущее упражнение 101, например, можно усложнить, предложив ребёнку выполнить некоторые действия самостоятельно. Можно поиграть в куклы с ребёнком: мама берёт себе одну куклу, а ребёнку даст другую. Последующие слов сопровождаются соответствующими действиями: «Покачаем куклу! Покачай также, как я! Погладим куколку! Погладь куклу тоже!». Когда ребёнок видит, что мама делает с куклой, и одновременно его просят повторить, то он научится не только повторять соответствующие движения, но и понимать слова, обозначающие эту деятельность с предметами.
Выполнение просьб также является наиболее эффективным способом для развития пассивного словарного запаса. Ребёнок не только учится понимать значение слов, но одновременно демонстрирует, что понимает их правильно. В этой связи мы продемонстрируем различные формы этого упражнения от простого к сложному.
Предложение выполнить определённые действия с различными предметами.
Для ребёнка легче понять значение слов, обозначающих предметы, чем значение слов, обозначающих деятельность. Ввиду этого он на первом этапе знает больше слов, обозначающих предметы, людей и т. д. Если мы хотим, чтобы ребёнок понимал, что значит выражение: «Дай мне …», то поступаем следующим образом: поставим перед ребёнком несколько знакомых ему предметов и попросим его: «Дай мне машину!». Одной рукой направляем руку ребёнка к машине, а когда он захватит её, ведём её к нашей раскрытой ладони, машину нежно забираем, а ребёнка хвалим. Затем просим ребёнка, чтобы он дал нам мяч, куклу, собачку и т. д. Помогаем ему всё меньше и меньше, а за каждую правильную реакцию благодарим, хвалим, поглаживаем и т. д. Упражнение полезно для 10-11-ти месячных детей, повторяем его ежедневно и отрабатываем другие подобные действия на словесное обращение, например, «Побаюкай мишку, куклу, собачку…!» или «Спрячь в сумку мяч, машинку, кошку…!» и т. д.
Предложение к различной деятельности с одними и теми же предметами.
Подаём ребёнку куклу и говорим: «Покачай куклу! Погладь куклу! Положи куклу в постель!» и т. д. Просим делать эти действия ребёнка каждый день с различными предметами.
Предложение к различной деятельности с различными предметами.
Когда ребёнок хорошо усвоит упр. 104, можем предложить ему делать различную деятельность с различными предметами. Это упражнение получается у детей в конце 1-го, начале 2-го года жизни, если с ними постоянно занимаются. После этого возможно предложение для более сложной игры. Предложим, например, ребёнку сложную игру с куклой: «Отнеси куклу в постельку! Где одеяло? Накрой куклу одеялом! Принеси бутылочку с молоком» и т. д. В случае, если ребёнок не знает как реагировать на обращение, демонстрируем ему наглядно предложенную деятельность и ребёнок в начале 2-го года жизни не только повторит, но и одновременно поймёт, что необходимо сделать на словесное обращение.
Развитие пассивного словарного запаса при ежедневных действиях.
Для развития пассивного словарного запаса мама должна использовать ежедневные действия с ребёнком, как купание, кормление, одевание и т. д. Для развития пассивной речи эти действия предоставляют большие возможности словесного обозначения и одновременно непосредственной демонстрации предметов и деятельности, которые имеют близкое отношение к ребёнку. Если словом обозначаются предметы, каким-либо образом воздействующие на ребёнка, и деятельность, которую осуществляем с ребёнком, то возникает ассоциация между предметом и словом или деятельностью очень легко. Так при кормлении говорим: «Это рогалик! Это горшочек с молоком! Размешай ложкой! Открой рот!» и т. д.
Развитие пассивного словарного запаса при помощи картинок.
При работе с картинками родители должны придерживаться принципа, что нельзя показывать ребёнку картинки и чего-либо, что в действительности не знакомое ребёнку. Картинки должны напоминать ребёнку действительность, а не заменять её. Сравнивая картинки с действительностью, ребёнок учится понимать их, но только по картинкам ребёнок не сможет представить действительность (маленький ребёнок, например, не может представить действительные размеры слона лишь на основе картинки). Ребёнок, никогда не слышавший лай собаки, не может представить на основе рисунка, как собака лает. Однако, это не означает, что ребёнок должен смотреть лишь на точные реалистичные картинки. Художник может изобразить типичные признаки явления, например, выделить признаки, отличающие взрослую собаку от щенка. Хороший рисунок также учит ребёнка, на что обратить внимание у реального объекта, чтобы распознать его (например, чтобы отличить маленького взрослого пса от такого же по величине щенка).
В четвертом квартале при демонстрации рисунков не ограничиваемся показом отдельных лиц, животных, вещей, а обращаем также внимание на простые формы деятельности и отношения, например, «Это собака лает гав-гав, прыгает гоп-гоп, собака в будке, гавкает на кошку!». Когда ребёнок начинает понимать, активируем его тем, что просим показать пальцем. «Где собака? Какая собака лает гав-гав? Какая собака прыгает гоп-гоп? Где у собаки будка?» и т. д.