На основе программ фестиваля «Песня года» и премии «Золотой граммофон
Виртуальные музыкальные путешествия по хитам прошлых лет, выход и время популярности которых отделяют от нас круглые даты, уже стали традиционными для Журнала МУЗилка. Сегодня перенесемся на 15 лет назад и вспомним популярные песни 2009-го. Последний год десятилетия в музыкальном плане стал своеобразным рубежом между разными в музыкальной культуре 2000-ми и 2010-ми годами.
Речь пойдет о поп-музыке и интегрированных в неё музыкальных направлениях и исполнителях, ставших частью медийного пространства эпохи, о хитах, которые широко звучали в эфире. Как и всегда в подобных материалах, отбор проводился из списка лауреатов «Песни года» и «Золотого граммофона».
«А на море белый песок»
Муз. А. Грозный, ст. Е. Ракова исп. Ж. Фриске
Этим летом могло бы исполниться 50 лет Жанне Фриске, одной из самых ярких и успешных участниц поп-квартета «Блестящие», безвременно покинувшей этот мир в 2015.
Во второй половине нулевых, покинув группу «Блестящие», Жанна развивала сольную карьеру. Зазвучавшую под конец десятилетия композицию «А на море белый песок» называют одним из последних больших хитов исполнительницы. Легкая, летняя по настроению песня стилистически и эстетически характерна как для сольного творчества Жанны, так и для её бывшего коллектива. Написал её «блестящий» автор – Андрей Грозный, основатель коллектива, прославившего Фриске. Он сочинил музыку всех хитов группы и продолжил работу с Жанной в сольной формации. Текст композиции «А на море белый песок» написан Екатериной Раковой.
Песня вышла в октябре 2009 года. Зачастую новые синглы осенне-зимнего сезона становятся хитами и получают премии уже на следующий год, но эта композиция Жанны Фриске успела стать лауреатом «Песни года-2009». На фоне недавней юбилейной даты хочется вспомнить эту композицию и начать материал именно с неё.
«Город в пробках»
Муз. сл и исп. С. Трофимов
Автор-исполнитель, написавший главные хиты группы «Рондо», в нулевые ворвался в медийное пространство с гитарой наперевес, сочетая в своих песнях элементы эстрадной музыки, шансона и бардовской песни.
На рубеже десятилетий москвич по происхождению Сергей Трофимов удостоился и статуэтки «Золотого граммофона» и звания лауреата «Песни года» за хит, «столичный» по своей тематике.
«Город встал, движение сдохло, где то там «Газель» заглохла. Вариантов нет: сижу, курю».
Пробки – бич повседневной реальности автовладельцев в Москве, стали притчей во языцех и объектом многочисленных шуток. В зарисовке на эту тему "Город в пробках" присутствует и доля иронии, мол, "ждать не стоит, буду к декабрю", и светлая грусть, и философский посыл о том, как бесцельно порой проходит жизнь. Песня получилась колоритная, но в то же время меланхолично-лирическая.
«Вечная любовь»
Муз, сл. и исп. Д. Майданов
Лысина, гитара в руках и исключительно авторский репертуар – среди лауреатов «Золотого граммофон-2009» под это описание попадает не только вышеупомянутый Сергей Трофимов, но и совсем другой по энергетике автор-исполнитель. Свою первую статуэтку в 2009 получил автор-исполнитель Денис Майданов, окутав страну «Вечной любовью».
Майданов, как и Трофим, в начале карьеры зарекомендовал себя в ипостаси автора. Его произведения исполняли Александр Маршал, Наталья Ветлицкая и многие другие.
«Вечная любовь» - первый большой хит, с которым Майданов выстрелил как исполнитель собственных песен, её называют одной из лучших песен о любви, написанных в ХХI веке на русском языке.
Автор признавался, что источником вдохновения послужила одна из величайших русских песен века ХХ, и это не что иное, как «Нежность» Александры Пахмутовой на стихи Добронравова и Гребенникова. Майданова тронуло её современное исполнение Татьяной Булановой, о чем музыкант рассказал в интервью:
«Опустела без тебя Земля» - песня про лётчика, которую исполнила в «Старых песнях о главном» в своё время Татьяна Буланова. Когда я услышал это….. Во-первых, сила исполнения, аранжировка, там всё настолько удачно. Каждый раз, когда эту песню слышу с тех пор, я в трепете. Я очень люблю эту песню»
Это тот случай, когда, вдохновившись классикой, автор своим творческим мировоззрением создал совсем другое и очень мощное произведение. У композиций на первый взгляд нет ничего общего, ни в стилистике, ни в образном ряде. Но объединяет их одно – обращение к всеобъемлющей силе любви, которая преодолевает любые преграды и спасает, не смотря ни на что: «даже уже в раскаленной пустыне, той, что когда-то мы звали Земля».
По словам Майданова, большое влияние на него, как на музыканта, оказала классика отечественного рока, что ощутимо в его песнях. Его образные тексты - со шлейфом традиции рок-поэзии. Мужская харизма, энергетический посыл автора и исполнителя найдут своего слушателя. В последующие годы он выпустит немало заметных хитов. А «Вечная любовь» - из таких песен, которой одной бывает достаточно, чтобы остаться в истории песенной культуры.
«Курю»
Музыка и сл. Е. Хрулева, исп. Елена Ваенга.
В конце 2000 – начале 2010-х годов в фарватере отечественного музыкального мейнстрима оказались исполнители, эстетически близкие к жанру русского шансона в различных его проявлениях. На «Золотом граммофоне-2009» таких было сразу несколько, что говорит об определенной тенденции популяризации «нового шансона», как окрестили это явление некоторые музыкальные критики и журналисты. Под этим спорным и крайне условным, как и все «жанровые» термины, понятием понимаются исполнители, привнесшие на эстраду и в поп-культуру элементы дворовой и бардовской эстетики, как два предыдущих исполнителя, либо ресторанной песенной культуры.
В контекст так называемого «нового шансона» вписалось творчество уроженки Североморска Елены Хрулевой, по протекающей в её родных пенатах речке назвавшейся псевдонимом Ваенга. Певица обратила на себя внимание в 2005-м году после выхода альбома «Белая птица», а широкая популярность пришла к ней под конец десятилетия, когда она закурила на всю страну, воспев «тишину, взятую за основу».
К песне с вредной привычкой в названии подтолкнула житейская ситуация. После гостей поздним вечером Елена оказалась одна на улице ночью, без денег и с последней сигаретой в кармане. Окружающая действительность и атмосфера породили творческие образы. Елена закурила и придумала песню, принесшую ей успех.
«Прости»
Муз. и сл. Е. Белоконь, исп. «Вельвеt».
На ниве «русского рокопопса» во второй половине нулевых широкому слушателю явилась вариация образа романтичной поп-рок дивы в лице Екатерины Белоконь – солистки и автора песен группы «Вельвет». Столичный коллектив, основанный в 2005 году, добился признания как раз к 2008-2009-му. Многие узнали о группе после дебютного альбома «Бей в барабаны» и сингла «Прости», с этим произведением автор и исполнительница во главе своего коллектива предстала на фестивале «Песня года – 2009».
Надрывная и немного депрессивная, но красивая композиция в характерном «вельветовском» стиле не о расставании с возлюбленным, как на первый взгляд может показаться из текста. Она - о потере близкого человека и имеет трагичных, мемориальный шлейф. Екатерина посвятила эту песню памяти бабушки.
«Это одна из немногих моих песен, посвящённых конкретному человеку. Я написала её спустя полтора года после смерти моей единственной бабушки. Инсульт, больница, неделю мы с мамой по очереди дежурили сутками в палате, но она умерла, не приходя в сознание. Многое осталось недосказанным, и я выразила это в песне»,
- рассказывает автор хита «Прости» Екатерина Белоконь.
«Солнце»
Муз. Д. Контополос, ст. А. Морсин исп. Ани Лорак
Украинка Каролина Куек, начавшая карьеру ещё в раннем возрасте, перевернув своё настоящее имя в псевдоним Ани Лорак, в 2009 году представила уже девятый в общей дискографии и четвертый русскоязычный альбом «Солнце». Пластинка готовилась в сотрудничестве с известным греческим композитором Димитрисом Контополосом. Он известен как автор многих песен, звучавших на конкурсе «Евровидение» от представителей разных стран, в том числе хита «Shady Lady», с которым годом ранее на конкурсе успешно выступила Ани Лорак, заняв второе место и уступив только россиянину Диме Билану.
К альбому «Солнце» грек Контополос написал музыку всех песен, соавторствуя с российскими поэтами. Заглавная песня пластинки стала хитом в России. С ней Лорак выступила на «Песне года-2009» и получила «Золотой граммофон».
Знаю, сердце разорваться может, любя.
Это как с душой расстаться, жить без тебя.
Ты — боль моя, любовь моя.
Я всё тебе отдам, любовь моя –
строки, написанные Андреем Морсиным, памятны до сих пор.
«Скажи не молчи»
Муз. М. Фадеев, сл. И. Секачева
К 2009 году проект «Фабрика звезд» в его классическом варианте уже отшумел. Творчество заметных выпускников на последующие годы и даже десятилетия стало частью музыкального дискурса. К этому шоу восходит история женского трио «Серебро», набравшего популярность во второй половине «нулевых». Группа была создана продюсером второго сезона Максимом Фадеевым с участием его финалистки Елены Темниковой. Трио в классическом составе Темникова-Серябкина-Лизоркина, в 2007 добывшее бронзу для России на «Евровидении», в ноябре 2008 выпускает романтическую композицию «Скажи, не молчи».
Успешный сингл 13 недель продержался на вершине российского радиочарта, став хитом уже следующего 2009 года, и по его итогам был удостоен «Золотого граммофона». Мелодия песни, написанной Максимом Фадеевым, обрела популярность в качестве мобильного рингтона. Песню «Скажи, не молчи» Фадеев написал в тандеме со своим частым соавтором – поэтессой Ириной Секачевой, её перу принадлежат тексты большинства хитов той самой второй «Фабрики звезд» 2003 года, из которой вышла Темникова.
«Ева»
Муз. А. Романоф, Ю. Усачев, ст. А. Сахаров, Е. Польна.
Анна Плетнева и Алексей Романоф, выступающие как группа «Винтаж» и воспевшие в 2008-м «Плохую девочку», в следующем 2009-м отметились сразу двумя хитами. «Золотой граммофон» тандем получил за хит «Одиночество любви». Но для обзора я решил выбрать композицию, ставшую лауреатом «Песни года-2009». Песня примечательна отсылкой, намекающий на некую музыкальную преемственность. В этой композиции дуэт парня и девушки, созданный в 2006 году, голосом Анны Плетневой признается в любви к творчеству другого поп-дуэта, снискавшего популярность в конце 90-х – начале 2000-х.
«Ева, я любила тебя, твои пластинки слушала я»,
- поёт Анна. Не сложно догадаться, что речь идет о вполне конкретной Еве по фамилии Польна, выступавшей в группе «Гости из будущее» вместе с Юрием Усачевым.
Отсылки к творчеству коллектива содержатся и в тексте и в музыке хита «Ева», посвященного этой исполнительнице. В песне использован сэмпл из песни «Гостей из будущего» «Беги от меня». Написавшие её Ева Польна и Юрий Усачев указаны соавторами песни «Винтажа».
Символично, что 2009, в котором «Винтаж» воспел «Еву», стал последним годом существования коллектива «Гости из будущего». По его итогам героиня хита выступила на сцене «Песни года» с композицией «За звездой» - заглавной песней их последнего альбома.
Понятно, что набор композиций, популярных в конкретный год у каждого слушателя будет свой.
Некоторые хиты 2009 года уже рассматривались на канале в других недавних материалах. Песне «Я тебя не люблю» Григория Лепса, у которой достаточно интересная история, был посвящен отдельный материал. «На ладони линия» Стаса Пьехи и «Не отдам» певицы МакSим включены в публикации об исполнителях с подборками их хитов. Об этих композициях читайте по активным ссылкам. А на сегодня всё.
Материал написал исключительно в развлекательных целях на базе информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.