Сегодня мы расскажем о судьбе выдающегося художника Исаака Левитана. Он родился 30 августа 1860 года в посаде Кибарты, который находился на самой западной окраине Российской империи.
1. Детство художника
Исаак Ильич Левитан родился в семье интеллигентов. Его дедушка был раввином. Отец художника, Эльяш Левитан, получил религиозное образование, но выбрал светскую жизнь. Он работал кондуктором на железной дороге.
В семье Левитана было ещё трое детей, и среди них сын Авель, который стал первым в семье, кто поступил в художественное училище.
Современники Исаака отмечали, что он был очень замкнутым и не любил говорить о своей семье. И на это есть причины. Недавние исследования искусствоведов привели к выводу, что Исаак Левитан был не сыном, а племянником Эльяша Левитана, которого тот усыновил по неизвестным причинам.
Из-за своего еврейского происхождения Левитан сталкивался со множеством трудностей. То его награждали стипендией в училище, то могли выдворить из Москвы. Хотя ему не удалось получить звание «классного художника», он всё же добился титула академика. Несмотря на все трудности, Левитан успешно прошел свой творческий путь и стал известным художником.
2. Яркая внешность Левитана
Исаак Левитан часто был натурщиком для своих современников. Благодаря своей яркой семитской внешности его изображали в этюдах на восточные темы. Например, Поленов запечатлел Левитана в образе Христа, наделив его мистической силой.
Однако посмертный портрет Исаака Левитана, созданный Валентином Серовым, был написан не с натуры, а с фотографии его брата Авеля. Серов открыто признавался в том, что не может работать без живой модели, и выражал недовольство тем, что «голова не удалась».
Благодаря сопереживанию и воспоминаниям Серова образ Левитана стал более глубоким и многогранным. В нём сочетаются искренняя человечность и величие творческого начала. Этот портрет не просто изображение, он отражает целую эпоху!
3. Слабые стороны Левитана
Исаака Левитана в первую очередь считают великим мастером пейзажной живописи. И считается, что он не умел писать портреты. Однако это не так.
Действительно, художник не стремился изображать человеческие лица, предпочитая передавать атмосферу природы. Это особенно заметно в его ранних работах, которые он создавал для журналов, чтобы заработать деньги.
Однако нельзя забывать, что Левитан также был талантливым портретистом. Когда его вдохновляла какая-либо идея, человеческие образы в его картинах приобретали удивительное очарование и глубину. В каждой работе, где люди изображены на фоне величественной природы, можно увидеть соединение силы чувств и мастерства исполнения. Левитан умел в своих произведениях гармонично соединять природу и человека .
4. Любовные треугольники
Исаак Левитан никогда не был официально женат, но его жизнь была полна сильных чувств к Софье Петровне Кувшинниковой. Она была его ученицей в живописи, и их длительные и непростые отношения неоднократно вдохновляли писателей на создание литературных произведений.
Самым известным из них является рассказ Антона Чехова «Попрыгунья». В этом произведении Софья послужила прототипом главной героини. Некоторые моменты их совместной жизни нашли отражение в сюжете. Это произведение стало причиной разрыва дружбы между Левитаном и Чеховым.
Знакомые Софьи утверждали, что её личность была гораздо более многогранной и интересной, чем то, как её изобразил писатель.
В рассказе «Старшие» писательница Татьяна Щепкина-Куперник делится своими воспоминаниями о драме, которая произошла на её глазах. Это был любовный треугольник, который завершился разрывом отношений между Левитаном и Кувшинниковой. Однако и следующие отношения Левитана с Турчаниновой тоже не принесли ему счастья. Её старшая дочь влюбилась в художника, и соперничество между матерью и дочерью испортило последние годы жизни Левитана.
5. Тайные дети Левитана
Долгое время считалось, что у Левитана не было детей. Однако недавно стало известно, что у него была дочь, которую родила Софья Кувшинникова. Долгое время она скрывала девочку от всех. К сожалению, художник так и не узнал о её существовании. Хотя когда он умер, девочка была уже подростком.
Судьба этой девочки, которую тоже назвали Софьей, сложилась трагически. Новорождённую тайно отправили в деревню, где её воспитывала Мария Балашова. Девочка росла без образования.
После смерти Левитана Кувшинникова попыталась вернуть дочь к прежней жизни. Но она не смогла стать для неё ни матерью, ни наставником. Поэтому она передала девочку на попечение Петра Гославского — друга и ученика Левитана.
Дочь художника унаследовала великолепную красоту и талант отца. Несмотря на отсутствие необходимых знаний, она пыталась найти себя в творчестве.
После множества страданий, оставшись без поддержки, Софья приняла трагическое решение уйти из жизни. Она оставила после себя лишь тень.
6. Последние годы жизни художника
Художник страдал от серьёзных сердечных заболеваний, которые были причиной его частых депрессий, нервных срывов и повышенной эмоциональной чувствительности. Известно, что он мог заплакать в разгар беседы или, увидев живописный пейзаж. Он мог рыдать под насмешливыми взглядами друзей.
В 1898 году Левитана наконец-то удостоили звания академика, и, несмотря на ухудшающееся состояние здоровья, он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в 1900 году, не дожив до сорока лет, художник ушёл из жизни. По легенде, в тот момент его любимая сирень расцвела второй раз за сезон, словно мир откликнулся на его прощание.
В мастерской осталось сорок незавершённых картин. Они как будто молчаливо рассказывали о том, что человек, полный идей и страстей, ушёл из жизни, не успев завершить начатое. На холстах остались лишь недосказанность и нереализованные мечты.
В нашем салоне есть работа Исаака Левитана
Во второй половине 1890-х годов Левитан создал этот этюд. В то время художник уже в совершенстве владел кистью и, иногда экспериментируя, использовал в своих работах разнообразные приёмы. Он стилизовал и делал свои картины более декоративными, писал широкими мазками или пятнами.
Часто в его работах можно увидеть фрагменты незаписанного холста или картона, и цвет этих фрагментов играет определённую роль в колористическом построении полотна. Всё это можно увидеть и в картине «Осенний пейзаж с дорогой», которая является характерным образцом творчества Левитана того периода.
В этой работе художник добился необычного эффекта, изображая простой среднерусский пейзаж. Тёмный массив деревьев на переднем плане, трактованный в декоративном стиле, словно создаёт театральные кулисы. За ними открываются пожелтевшие поля и большое пространство с высоким небом.
Дорога, погружённая в глубокую тень и ещё не просохшая после дождей, также прекрасно проработана. Несмотря на свой небольшой размер, картина демонстрирует композиционное и колористическое мастерство художника, а также его умение создавать эффектные световые и цветовые контрасты. При этом декоративность и виртуозная свобода не разрушают реалистичности изображённого пейзажа.
Представленную картину можно приобрести в нашем Антикварном салоне.
Дорогие наши читатели, спасибо за Вашу активность, не забывайте, пожалуйста, после прочтения ставить "лайк", нам будет очень приятно) Если у Вас есть темы, о которых Вам интересно было бы узнать, обязательно пишите о них в комментариях.
Наш канал "Антиквариат на Кутузовском"! Наш сайт www.kytyzov24.ru. По всем вопросам звоните по номеру +7 925 544 84 40