Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Гиперактивный или просто растущий без внимания родителей?

Прежде всего, о диагнозе: гиперактивность заключается в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания. Это официальное мнение педиатров.

Учителя начальных и затем 5–6 классов в последнее десятилетие буквально стонут: ребёнок не может сидеть на своём месте 5 минут, он разговаривает вслух, берёт ручку, учебник соседа, начинает что-то рассказывать, обрывает, потому что ему нужно встать и посмотреть в окно – там залаяла собака, залезает под стол и громко поёт оттуда... и продолжать перечисление можно до бесконечности.

Что-либо говорить родителям бесполезно: это в основном мамы и папы 90-х годов рождения, когда их собственные родители были заняты выживанием, поисками не дефицита, а просто еды, одежды и более-менее приличной обуви и себе, и детям.

Эти «новые» родители в большинстве своём просто не видели другой заботы, кроме самого базового: «Ты обедал? Уроки сделал? Что задали? Почему разорвана рубашка? В какой зоопарк, у меня стирка и уборка!»

Гиперактивный - а раньше считали, что хулиган
Гиперактивный - а раньше считали, что хулиган

И теперь уже их дети растут точно так же – накормлены, одеты, телефон, как у всех, не хуже – что ещё нужно?

Попытка учителя обратить внимание родителей на поведение ребёнка обычно приводит к двум результатам. Первый – щадящий: «Это он такой у меня всегда был, ещё в садике, но не злой, просто себя ещё плохо контролирует, вы уж с ним повнимательнее!»

Второй – категорический, сейчас всё более распространённый: «Я работаю, мне некогда, я вам его привожу – вы учитель, у вас образование, вы деньги получаете, и не нужно мне рассказывать, что он делает, дома он послушный, внимательный... Что? Домашние не делает? Так вы с ним поработайте, это ваше дело!»

А педиатры упорно ставят диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребёнка – это неврологическое расстройство, проявляющееся в нарушении поведения. Это не результат неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, а следствие особой работы мозга.

Теперь посмотрите на Вашего ребенка и его поведения в школе. Из-за нарушения внимания и чрезмерной активности не грубят, не отказываются выполнять задания, не нарушают дисциплину в классе и не берут без разрешения чужое. Вы согласны?

Яркий пример: очередь ожидающих прибытия пригородного автобуса. Всем жарко, кроме мальчишки лет 7–8: он скачет на одной ноге и по очереди плюёт в стоящих. Кто-то пытается сказать, что «это нехорошо», кто-то обращается к матери, зависшей в телефоне (она произносит: « Костик, перестань!» и продолжает листать телефонные странички), мальчишка снова плюёт, но девочка-подросток, в которую он плюнул, делает глоток из бутылочки лимонада и выпускает струю в лицо мальчишке. Он замирает от неожиданности, потом с рёвом бежит к матери, объясняет, что его оплевали, мать шагает к девочке, а та поднимает бутылочку, делает губами движение – сейчас я тоже плюну – а потом говорит: «Если хотите ругаться, то вон там мой папа стоит, курит, можете ему рассказать про вашего мальчика!»

Мать смотрит на здоровенного папу, отворачивается и идёт на место. Мальчишка встаёт рядом с ней молча и не двигается с места, пока не подходит автобус.

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у ребенка имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения. Трудно представить, что в семье, где между родителями регулярно происходят бурные перепалки, вырастет милый воспитанный мальчик – а кто его таким воспитает?

Будет гиперактивной?
Будет гиперактивной?

А потом такой ребёнок повзрослеет, и мы встретим его на работе, в транспорте, в магазине.

Психолог Елизавета Терешкова называет черты невоспитанного человека:

1. Бестактный человек с лёгкостью отменит совместные планы в последний момент, потому что так поступить будет удобно ему.

2. Невоспитанный человек говорит в общественном месте по громкой связи, в транспорте слушает музыку без наушников – ему же нравится?!

Женщины-невежи даже могут красить ногти, опять же привлекая к себе внимание и отвлекая от работы других людей – но им же надо хорошо выглядеть?!

3. Отправляет сообщения или звонит рано утром в выходные. Невоспитанный человек, не задумываясь, будет отвлекать других в любое время дня и ночи.

4. Нарушает личное пространство: эти «активные» подходят слишком близко, позволяют себе заглядывать в телефон или компьютер, облокачиваются или трогают собеседника без согласия.

5. Типичный признак невежи – он живёт по своим понятиям и мыслям. Если такая личность считает что-то за норму поведения, она не только активно её использует при других, но и навязывает.

6. Всегда опаздывает и задерживает других: Невоспитанные люди вообще опаздывать любят часто, потому как ненавидят под кого-то подстраиваться. Их присутствие, по мнению самих же бескультурных людей, уже одолжение всем вокруг.

7. Задаёт бестактные вопросы: Беспардонные, грубые и нетактичные вопросы – визитная карточка невоспитанных людей. Такие индивиды бесконечно интересуются размером вашей зарплаты, почему вы позволяете себе летать в отпуск за границу, сколько раз с мужем занимаетесь сексом и когда уже дети, в конце концов. Знайте, неумение и нежелание задавать интересующие вопросы правильным образом и выдают невоспитанного человека.

8. Поправляет собеседника и перебивает его: невежа постоянно будет вас перебивать, вставляя невероятно важное собственное мнение. Или постоянно поправлять, к тому же максимально бестактным образом. Невоспитанного и невежливого человека часто выдаёт неумение иногда промолчать.

9. Вы уверены, что все эти черты не сформировались в таком вот «гиперактивном»?

Есть несколько деталей, которые указывают на причины гиперактивности: ребёнок, который, кроме учёбы, занимается спортом, ходит в школу танца, в музыкальную, художественную школу, практически никогда не подвержен приступам гиперактивности (ему некогда валять дурака!)

И ещё: синдром дефицита внимания и гиперактивности практически всегда встречается у городских детей и чрезвычайно редко у деревенских. Угадайте, почему?

Может быть, потому, что в деревне детские неврозы лечили травами: поймает мудрый дед-травник такого гиперактивного внука, снимет с него портки, нарвет крапивы – и по заднице, по заднице. Помогало всегда, но для профилактики дед через месяц-другой процедуру повторял.

Возможно, народные средства и в городе помогать будут?