Найти тему
Блог Командира

ПараДИгМА – нашего развития. Часть 2

Со зрелищами все понятно, а что же там по хлебушку?

В этой части основное внимание обращу на процессы производственные и организационно-технические, которые являются определяющими и позволяют творческому блоку лететь, не подрезая крылья.

За последнюю пятилетку уровень производственных и административно-управленческих решений значительно вырос, появились системные дорожные карты, контроль за выполнением планов ускоряет наше развитие, а систематизация всех процессов вывела РСО на качественно новый уровень, все это – заслуга Дмитрия Парамонова и команды центрального штаба. И самым настоящим испытанием для ЦШ стал юбилейный год – грандиозные задачи и завышенные ожидания.

Самое главное ожидание юбилейного года — это взрывной рост численности членов РСО

Надежды, которые мы связывали с повышением объёма и качества нашей комиссарской и презентационной деятельности, по сути, не оправдались. При этом, в сезоне 2024 мы приросли очень значительно, и это очень важно понимать и показывать. Но нужно теперь разобраться в деталях и проанализировать, где мы приросли, а где и за счет чего просели.

Почему все сложилось так, как оно есть?

Тот рост, что мы увидели, носил совсем другую природу и во многом был связан с реализацией программ профобучения в рамках субсидии, повышением уровня взаимодействия с отраслевыми учебными заведениями и перенос под крыло РСО процессов практики по ряду профессий. А также рост был связан со стремлением наших партнеров выстроить систему трудового воспитания кадрового потенциала именно через школу студенческих отрядов.

Свою важнейшую роль сыграла масштабная презентационная компания, но только в той мере, чтобы мы смогли закрыть свои основные потребности. Несмотря на то, что мы поменяли масштаб и методы информационной работы, нам удалось в апреле фиксировать прирост кандидатов к прошлому 2023 году от 5 до 35% по разным направлениям. И естественно, все формулы, наработанные за последние десятилетия давали нам прогноз прироста, который с лихвой закрывал большинство обязательств.

НО! к сожалению, три основных параметра нами были недооценены:

1. Конъектура рынка труда с миллионом открытых вакансий (во многом с более заманчивыми условиями) была не на нашей стороне, и многие даже идейные бойцы, которые прошли не одну целину и готовилось к целине 2024, уходили на другие открытые рынком вакансии, утаскивая за собой новичков.

2. Повышенная террористическая опасность, связная с ходом специальной военной операции и постоянными терактами, диверсиями на объектах инфраструктуры транспорта, а также частичное попадание в зону боевых действий части ключевых региональных отделений таких как Белгород, Курск, Воронеж, Брянск и беспокойство на юге страны – значительно сократили наш потенциал, и практически в 90% случаев решение не ехать на целину по вопросам безопасности принимал не боец, а его родители.

3. Общее снижение уровня здоровья подрастающего поколения, о чем говорит статистика, именно в этом году медицинская комиссия отсеяла от 10% до 40% по некоторым направлениям.

Общий недобор породил давно забытую внутреннюю проблему, – началась ожесточённая внутренняя конкуренция между направлениями, которая разрушала одни договоренности, плодя новые. Новые договорённости тоже не были удовлетворены в полном объёме. В итоге повышенные обязательства перед партнерами (сформированные на базе позитивных цифр набора) во многом нам не удалось удовлетворить.

При этом, если бы мы получали в реальном времени статистику отсева кандидатов, от всех региональных штабов и понимали живую динамику отсева или проблем с медкомиссией, нам бы удалось многие проблемы этого сезона избежать.

Если по-простому, на примере работы штаба ВСОП: условный штаб «Ь» с 20 февраля по 10 мая каждую неделю на штабах и при сборе информации подтверждает общую численность 300 бойцов с предоставлением списков и включением их в образовательный процесс (на минуточку это 13 отчетов). Но 10 мая ответственный заявляет, что осталось 180 человек, и эту цифру он подтверждает еще 5 докладов, а 10 июня говорит, что у него 100 человек.

Понимаете, что произошло? А никто не общался с отрядами в промежутках, никто не узнавал, что происходит с бойцами. Не может за день отказаться 35% кандидатов, это происходило постепенно, а наши штабы, сами не владея информацией, ставили нас в тупик. Не давая нам шанса вмешаться и помочь ребятам общаться с родителями и мед. учреждениями, как вы думаете осознают они это???

Неизбежно это помянем, переходя на цифровизацию и прямое общение с бойцами и линейными командирами «Если гора не идет к Магомеду…»

Что по трудовым подвигам и новым проектам?

Не взирая на вышесказанное, реализовать нам удалось самое большое в нашей истории количество трудовых проектов, их настолько много, что даже перечислять не стану все, остановлюсь на важнейших по объему и политическому весу.

И как не странно, начну с двух проектов ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ ПОДРОСТКОВ – «АЛАБУГА-ТОП» и «ТОП Дирекции железнодорожных вокзалов».

-2

Для нас это реальный прорыв! Удалось всем показать, что школьники могут получать конкурентную зарплату и выполнять очень интересную и востребованную работу. Я уверен, что эти два разных, но очень интересных проекта перевернут весь подход к работе ТОПов. Уже сегодня мы обсуждаем рост численности проекта в Алабуге до 800 человек, а ДЖВ до 500, при этом ДЖВ обсуждают работу ТОПов по выходным, и это реальность.

Мы видим, что сбываются мой прогноз, о котором я писал ранее (и про ТОПы, и про рынок труда).Подростки начинают занимать свою нишу на рынке труда, благодаря Активности Михаила Киселева и Екатерины Шальневой, мы наконец-то сдвинули камень по линии Минтруда по рекомендациям по трудоустройству несовершеннолетних, мы поднимаем вопросы по пересмотру ограничений на виды работ для ТОПов и, конечно, формируем упрощенную законодательную базу, появляются законы, облегчающие эту работу. ТОПы — это самая эффективная агитация в студенческие отряды. И ДЖВ показали, что они могут быть и экономически эффективны и для регионального отделения. Уверен, что в следующем сезоне мы увидим еще проекты по уровню АЛАБУГи и ДЖВ. Ребята показали, что они готовы работать и показывать высокие производственные показатели. Еще раз считаю, что эти два проекта стали самыми важными для нашего будущего и заложили фундамент самых неожиданных прорывов и побед.

КАМАЗ – новый алмаз в коллекции производственных проектов

Юбилейный год открыл для нас настоящего гиганта автопромышленности, как и в советские годы, мы возвращаемся на легендарный объект (стоп, это уже писал – да, это было два года назад про БАМ). КАМАЗ открыл реальность и востребованность производственных отрядов, студенты увидели современные интересные производства. Промышленники вновь почувствовали эффект от организованных студенческих отрядов. Это направление получит широкое распространение, и мы увидим уже в 2025 году новые проекты подобного масштаба, хотя и в этом году тот же Северодвинск открыл для студентов со всей страны секреты производства крупнейших стратегических субмарин, но КАМАЗ – это симво,л и очень круто, что это произошло в таком масштабе именно в юбилейный год!

-3

Команде Татарстанского РО респект за проекты, которые создают новые смыслы и направления КАМАЗ, АЛАБУГА и АЛАБУГА ТОП – это действительно новый уровень, и как я всегда отмечал, такие качественные изменения и рост качества проектов идет в регионах, которые принимают всероссийские слеты, а слет в КАЗАНИ 2023 года мы еще долго не забудем. Именно такие проекты дают командам качественный рывок и рост уровня реализуемых проектов.

ВЗЛЕТКА – полет нормальный

Развитие проекта в Аэропорту Пулково, и рост функций, которые мы сегодня выполняем, это очень позитивный и качественный рывок в сервисном направлении, мы сегодня значительно расширяем номенклатуру профессий и функций, которые мы выполняем, а для нашей огромной страны, где транспорт в целом, а авиация в частности – это цементирующая отрасль, наше закрепление здесь очень важно. Необходимо отметить, что данные виды работ хорошо отзываются у студентов, ведь работа в международном аэропорту, на воротах самого красивого города в стране действительно «продастся» и востребована, да и зарплатные предложения очень достойные. Почему я отдельно выделяю этот проект? А потому что сегодня авиаотрасль в стране развивается, количество авиа пассажиров ежегодно растёт на 15-20%, и международные аэропорты нуждаются в такой помощи именно из-за сезонных пиков. Я уверен, что при правильной трансляции данного опыта, свои двери для нас откроют аэропорты Москвы, Сочи, Казани, Екатеринбурга и Новосибирска. Именно эти хабы сегодня обеспечивают самый большой пассажиропоток, и в связи с тем, что расположены они в регионах высоко экономически развитых, и, как следствие, кадрово-дефицитных, студотряды здесь нужны.

-4

За развитие этого проекта и то, что он в юбилейный год получил статус всероссийского, ЦШ, спасибо! Нам такие проекты нужны.

АТОМная любовь

К сожалению, сегодня именно всероссийские проекты ГК РОСАТОМ начинают максимально отставать по зарплатным предложениям, и многие отряды, которые постоянно выбирали это направление на протяжении последних двух лет, перешли к другим работодателям. Хотя я считаю, что система работы в Росатоме одна из самых эффективных, и именно Росатом отряды использует как систему селекции для отрасли.

Я уверен, что все в Росатоме понимают сложившуюся ситуацию, и постепенно выравняют зарплатный перекос, вновь создавая под брендом Росатома самые привлекательные условия для студотрядов.

Конечно, отдельным бриллиантом у Росатома остаются международные проекты, которые в юбилейном году значительно выросли, и сегодня это уникальные предложения. А, учитывая, что Россия продолжает эффективно идти к партнерам с атомной энергетикой, международка будет продолжать манить отряды сюда и в дальнейшем.

-5

Год для этого направления тоже был непростым, и предварительные обязательствоа мы так же, к сожалению, не могли выполнить и понимание это пришло к концу мая, но тут вмешались производственные причины, по которым снизились объёмы для ССО, а затем мы столкнулись с рисками безопасности на Курской АЭС, в связи с активизацией боевых действий оттуда отряды срочно эвакуировали на другие атомные стройки.

Я очень надеюсь, что 2025 год атомные отряды пройдут без таких эксесов, и зарплата подтянется, а, главное, мы сработаем в безопасных условиях.

Проекты ГАЗПРОМА

Газпром именно в юбилейный год полноценно погрузился в отрядную жизнь. Да, мы уже несколько лет вместе создаем и всероссийские проекты, работаем на мелких участках, но именно 65 лет ССО вывел ГАЗПРОМ в стратегические партнеры, теперь мы работаем по всему широкому профилю компании – от узко профессиональных направлений и отрядов, формируемых на базе отраслевых вузов до сервисных для работы в санаториях компании, и ко всему этому добавилась включенность компании в наш юбиленый календарь. Газпром теперь проводит и свои отраслевые слеты, и выступает спонсорами на мероприятиях РСО, а, главное, начал рассматривать отряды как кадровый резерв отрасли.

-6

За этот успех я хочу сказать спасибо команде РСО-инжиниринга и лично Евгению Потемину, желаю вам в сезоне 2025 расширить это направление, ну и, Жень, тебе и мне как Омичам, было бы очень круто зайти с проектом на ОНПЗ (Газпром-Нефть) и G-DRIVE Арену, уверен все получится!

БАМ – 50

Юбилей Байкало-Амурской магистрали, который совпадает всегда с нашим юбилеем, в этом году был окрашен по-настоящему в цвета Российских студенческих отрядов, мы сегодня реальная сила на БАМе, на восточном полигоне более 3000 строителей реализуют важнейшую государственную задачу, при полном доверии руководства РЖД и лично Олега Валентиновича Белозерова.

-7

Именно проект развития Восточного полигона сегодня является самым важным из тех, что реализуют строительные отряды. Владимир Владимирович Путин ставит перед Министерством транспорта, РЖД задачи практически удвоить пропускную способность до 2032 году, а это значит, что мы нужны на БАМе еще минимум 8 лет!

И тут я еще раз для уважаемых хейтеров заострю внимание, что на БАМе снова будет четыре (да, четыре) знамени – и это соответствует и положению о ВСТП, и, главное, масштабу и важности проекта на государственном уровне сегодня. В проекте участвуют более 3000 студентов, близко нет ни одного ВСТП, где численность хоть как-то соответствует БАМу. У нас в этом году минимальная дирекция ТЭ насчитывала 327 членов РСО. Я не буду сравнивать по весу и важности другие всеросы, где численность значительно меньше, но прошу проявить уважение к отрядам, которые своим трудом заслуживают эти награды. И если полностью соответствовать положению о ВСТП, то их можно обосновать пять в горизонтах каждой, а с 2024 мы с РСО трудимся на 16 железных дорогах, можем вручать 16 знамен ? На отдельной железной дороге определять лучший отряд, и это только Восточный полигон.

Про БАМ я буду готовить отдельный материал, но тут я должен поблагодарить весь руководящий блок РЖД в лице Дмитрия Сергеевича Шаханова, Сергея Юрьевича Саратова и Александра Михайловича Збарского за то, что сегодня на БАМе играет отрядная музыка. А заместителя министра транспорта Константина Анатольевича Пашкова за то, что мы стали реальной частью юбилейных событий БАМа в Кремле, что позволило нам перед собственным юбилеем опробовать кремлевскую сцену, и вспомнить как это.

-8

Конечно, отдельно необходимо проговорить про проект «Люди дела», где мы с Холдингом РЖД вышли на уровень уже 11 дирекций и общее число студентов по итогам года приближается к 18 000 человек. Мы настолько расширили количество рабочих профессий, по которым теперь отряды трудятся в Холдинге, что не хватит и страницы перечислить их, а количество ребят, которые получат награды, превысит 1000 бойцов.

Дотянуться до 10-миллионного пассажира в дальнем следовании

Самое мое любимое направление, самое сложное, и при этом самое романтичное в РСО, это, конечно, Всероссийский студенческий отряд проводников. Именно здесь нас ждал самый большой спад численности, самый большой отток кандидатов и, как следствие, самые большие проблемы во взаимодействии с нашим крупнейшим партнером, Федеральной пассажирской компанией (как и по БАМУ у меня будет отдельный разбор по итогам трудового лета 2024 года).

Но сейчас я очень хочу поблагодарить каждого бойца ВСОП, кто провел это напряжённое лето вместе с нашей командой и ФПК, обеспечивая летние перевозки. Вы молодцы и по нашим подсчётам нам удастся помочь АО «ФПК» перевезти за этот не простой период 10 000 000 пассажиров, и в период кадровых проблем, с которыми столкнулась компания из-за оттока кадрового контингента, позволить пройти летние перевозки с ростом относительно прошлого рекордного года.

-9

Нам с руководством ФПК предстоит вместе провести аудит и разбор, почему в сезоне 2024 года студенты меньше были заинтересованы в предложении ФПК, что нам сделать, чтобы в сезоне 2025 года мы достигли плановых показателей в 10 000 проводников, и как нам вместе создавать единые условия для студентов, которые приходят в ФПК, а не дифференцировать одним обещая одно, другим другое, и тем самым еще больше отпугивая их от отрасли.

При этом глубина нашего взаимопроникновения растет, мы запускаем с октября круглогодичные поезда, которые будут работать под брендом РСО. Мы привлекаемся к туристическим и праздничным перевозкам, за что огромное спасибо всем нашим коллегам! И отдельное спасибо В.Г Пястолову за то, что доверяет студентам самые важные направления и ценит труд каждого студента.

Кстати, в прошлом году мы перевезли 18 000 000 пассажиров (в этом году общая численность по всем нашим дирекциям и партнерам превысит 18 500 000, ведь несмотря на немногочисленный состав студенческого отряда помощников машинистов центральной вагонно-моторной тяги, то есть пассажирских электричек, мы приросли на 500 000 перевезенных пассажиров.

Про Гранд Сервис Экспресс. Сотрудничество с ГСЭ развивается, именно тут мы видим, что в сфере пассажирских перевозок можно внедрять больше инноваций, и работа отрядов здесь не менее яркая и интересная. При этом ребята, кто принял этот вызов, нужно выделить отдельно, ведь невзирая на все угрозы, что льются в адрес Крымского моста и транспортной инфраструктуры Крыма, студенты выполнили свои обязательства в полном объёме.

-10

Кроме того, благодаря решению генерального директора Александра Николаевича Ганова, формат нашего сотрудничества вышел на качественно новый уровень, мы вместе запустили брендированный к юбилею РСО состав по направлению Москва-Симферополь.

Проекты, которых много

Мы действительно в этом году поставили рекорд всероссийских трудовых проектов, и для ребят это очень важно. Не буду заострять внимание на них всех, каждый из них внес свою лепту в юбилейный настрой. Я готов поддерживать любые подобные начинания, но по итогам года нам нужен полноценный аудит каждого проекта. А соответствует полученный по итогам лета результат – уже не формально по положению, а фактически по отзывам результативности и востребованности, гордому званию всероссийский!