Абсент, чистопородный ахалтекинский жеребец, родился в 1952 году на Джамбульском конезаводе № 49. Его родителями были серый ахалтекинский жеребец Араб и буланая ахалтекинская кобыла Баккара. В 1955 году всё поголовье ахалтекинцев с Джамбульского конезавода было передано на Луговской конезавод, где Абсент начал свою карьеру в выездке. Первые тренировки Абсента начались в 1955 году в Алма-Атинской конноспортивной школе. На Спартакиаде народов СССР 1956 года на нём выступал по Малому призу Карим Асенов, занявший 4-е место. После этого жеребца возвратили на конезавод. В 1958 году Абсент на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке стал рекордистом породы. Там его увидел лучший советский мастер выездки Сергей Филатов, искавший замену заболевшему Ингасу. О первых тренировках с Абсентом Филатов вспоминал: «В работе Абсент был послушен, как ребёнок. После моих трудных занятий с Ингасом тренировать Абсента казалось особенно легко. Правда, он был очень нервный, крайне щепетильный. Наказать его шпорами нечего было и думать. Он очень бы бурно реагировал на такое наказание и долго бы его помнил. И я никогда за всю свою работу с ним не наказал его строго».В сезоне 1959 года Абсент стал основной лошадью Филатова; они выиграли чемпионат СССР и заняли 2-е место на предолимпийских отборочных соревнованиях в Санкт-Галлене. В 1960 году Филатов на Абсенте выиграл Большой приз на Олимпийских играх в Риме, а на следующих Играх 1964 года завоевал 2 медали — в личных и командных соревнованиях. На третьих своих Играх 1968 года Абсент выступал под седлом Ивана Калиты, который стал призёром в командных соревнованиях.В 1969 году Абсент вернулся на Луговской конезавод, где состоял производителем. Всего он оставил около 70 потомков, среди которых Аметист — рекордист породы и Абакан — на нём выступала Елена Петушкова (призёр ЧМ 1978 и ЧЕ 1978; готовилась к Олимпийским играм, но в 1980 году жеребец погиб).Память о Абсенте жива до сих пор. В 1975 году вышел документальный фильм «Абсент — сын Араба и Баккары» («Казахфильм», режиссёр Ораз Абишев). На территории Луговского конезавода установлен памятник Абсенту — скульптура из кованой меди работы Э. Н. Гилярова. По мнению Татьяны Ливановой, автора многих публикаций о лошадях, «Абсент, воплощённый в памятнике, совсем не похож на себя» — однако есть две великолепные скульптуры из бронзы, выполненные сразу же после Игр в Риме И. И. Козловским и изображающие Абсента под седлом Филатова: одна — Абсент, выполняющий пиаффе (рыскание на месте), другая — Абсент, застывший на месте.
Абсент: история успеха ахалтекинского жеребца, ставшего легендой советского конного спорта
29 сентября 202429 сен 2024
20
2 мин