Найти тему
Лекторий Dостоевский

Универмаг, сельпо и ГУМ. Торговля в СССР 1ч.

В послереволюционные годы о какой-то слаженной государственной торговле не приходилось говорить. Было, скорее, скудноватое пайковое распределение. Пайки получали в лавках или потребительских кооперативах. Это были добро­вольные объединения, основанные на паевом участии их членов.

С наступлением новой экономической политики — нэпа (1921–1928) — частник стал играть главенствующую роль во внутренней розничной торговле. Частнику принадлежало 75 % всей торговой сети. Это значит, что частная торговля была мелкой и распыленной - в ларьках, палатках и вразнос по всей стране. Там продавалась продукция как частного производства, так и госпредприятий.

-2

Государственная торговля в период нэпа была развита слабо и концентриро­валась в крупных городах. Государственные магазины продавали винно-водочную продукцию, меха, товары производственно-технического назначения, книги. Что-то масштабное. Товары первой необходимости чаще были от частников. В 1920-е годы кооперативная торговля фактически превратилась в канал государственного снабжения. Через магазины и лавки потребительской кооперации продавалось 80 % продукции государственной промышленности.

В 1930-х из-за продовольственного кризиса ввели карточки. В тот период оставались оазисы открытой торговли - крестьянский рынок, где цены определялись спросом и предло­жением, валютные магазины Торгсина и государственные коммерческие магазины, где товары можно было не по карточкам получать, а купить, но - по заоблачным ценам.

Перед самой войной появились, наконец, общедоступные универмаги, магазины тканей, одежды, обуви, посуды, электротоваров, специализирован­ные продовольственные — «Бакалея», «Молоко», «Гастроном», «Хлеб». Мосторг продавал вечерние платья и смо­кинги. В городах открывались парфюмерные и цветочные магазины.

-3

С отменой карточной системы делегации Наркомата торговли поехали за гра­ницу — в Германию, Японию, США — перенимать опыт в плане оборудования, рекламы, обслуживания, ассортимента. Руководил делегацией нарком торговли Анастас Микоян, который правда много чего привнес из Запада в бытовую культуру начинающего государства. Не все, впрочем, прижилось (например, попытка внедрить гамбургеры в качестве быстрого сытного перекуса).

Легендарный ГУМ был открыт еще в конце 19в. - как Верхние торговые ряды. С приходом к власти большевиков жизнь их, как и всей страны, резко изме­нилась. Появилось новое название - Государственный универсальный магазин. ГУМ находился в ведении Наркомата торговли РСФСР. Вместо тысячи с лиш­ним акционеров у магазина теперь был единственный собственник — Совет­ское государство. Некоторое время после революционных событий торговая жизнь еще теплилась, но по мере национализации в первые годы советской власти ряды обезлюдели, бывшие владельцы исчезли кто куда, магазины закрылись. Даже наступление нэпа не оживило некогда главный магазин Москвы. В его галереях и пассажах разместились многочис­лен­ные советские учреждения, тресты, союзы, главки, отделы. Очередной пара­докс советского времени: ГУМ был, а торговли не было.

Бывали в торговле тех лет и единичные эксперименты. Так, в универмаге в Сталинграде, который обслуживал сотрудников НКВД, в 1936 году велась продажа без продавца. Покупатель оставлял деньги на блюде и брал товары с прилавка на эту сумму.

Наверняка многие взрослые помнят, что любая покупка осуществлялась по многоступенчатой системе. Это был целый квест! Этот порядок был до войны
и сохранялся и в более позднее советское время, вплоть до конца перестройки. В продоволь­ственных магазинах нужно было сразу подойти к кассе, назвать список необхо­димых продуктов, а затем с кассовым чеком подойти к продавцу за прилавком. В крупных промтоварных магазинах в условиях острого дефицита покупатель сначала должен был убедиться, что ему достанется необходимый товар — например, платье или туфли нужного размера. Нужно было выбрать желаемое у прилавка, которое затем продавец откладывал и выписывал чек с наименованием и стоимостью. Затем с этим чеком покупатель шел в кассу, оплачивал покупку и возвращался к прилавку уже с другим чеком — кассовым, — чтобы забрать, наконец, вожделенный товар.

-4

...Во время войны закрытые распределители и пайковое снабжение вернулись в быт граждан. Лишь к концу Великой Отечественной войны правительство стало открывать коммерче­ские и специализированные магазины, например «Гастроном» или «Бакалея».

В послевоенной время, конечно, постепенно стабилизировалась продажа товаров, улучшалась и сельская торговля. Со временем появилось больше магазинов самообслуживания, например булочные, где покупатели, проходя вдоль полок, выбирали хлебобулочные изделия, а платили за них на кассе у выхода из отдела. Знаменитым стал образцовый магазин «Москва» в столице, открывшийся на Ленинском проспекте, — с эскалаторами, импортными кассовыми аппаратами и передвижными прилавками. Там были кафе и парикмахерские, и совершенно диковинные для нашей повседневности бюро заказов с доставкой на дом, мастерская по ремонту и переделке одежды, камера хранения. На первом этаже работал гастроном самообслуживания, собственное радио оповещало о новых товарах, работал демонстрационный зал.

Оттепель стала действительно временем весенней свежести и воздуха свободы, желания лучшей жизни, радости и красоты. Символами 1960–80-х годов стали валютные магазины «Березка», а также специализированные магазины «Лейпциг», «Балатон» и «Будапешт», «Ядран», «Власта» и «Прага», «Польская мода» и «Ванда», «София», где прода­вали товары из стран «социалистического содружества» ­— ГДР, Венгрии, Югославии, Чехословакии, Польши, Болгарии.

-5
-6

Там можно было купить модные югославские сапоги на манке, то есть белой каучуковой танкетке, косметику, столовые сервизы, люстры и многое другое. Все то, что прежде не входило в список "необходимого", было тем, что, скорее "второстепенно", будучи чем-то эстетическим, особенным. Это говорило о том, что да, наконец-то, "жить стало лучше, жить стало веселее".

При Горбачеве разрешение открывать производственные и торговые кооперативы привело к бурному развитию легальной частной торговли. Страна покрылась сетью частных магазинчиков, лавочек, киосков, палаток. Кооператоры продавали свой и привозной импортный товар и через крупные государственные магазины. Под рынки были отданы огромные дворцы спорта.

Продолжение следует