Найти в Дзене
Комсомольская Правда - Уфа

«Муж не возражал»: как уфимка дважды стала суррогатной матерью, чтобы вырваться из коммуналки

Что же это за явление такое – суррогатная мать? Каково быть ею? Свою историю суррогатного материнства по нашей просьбе описала 32-летняя уфимка. Свое имя она очень просила не называть. И вы сейчас поймете, почему…

У меня благополучная семья, высшее образование, хорошая зарплата. У мужа тоже работа неплохая, двое детей подрастают. Вот только жили мы в коммуналке, на самой окраине быдлорайона. И соседи кругом – одни колдыри. Я все время жила с мыслью, что надо оттуда выбираться. Но ни ипотеку, ни кредит оформить не могла – слишком маленькая официальная зарплата.

К суррогатному материнству меня подтолкнула история Алены Апиной. Она где-то в деревне нашла здоровую женщину и та выносила ей ребенка. Чем больше я думала об этом, тем больше верила, что тоже так смогу. Тем более - такие деньги, это же с ума сойти!

Я ничего об этом не знала – интернет был еще не так развит. Это сейчас можно прошерстить десять форумов, и ты уже знаток. Волновалась, например, не станут ли брать для зачатия мои клетки – неприятна была мысль, что по стране будут мои дети бегать. Но, слава богу, выяснилось, что сперму и яйцеклетку берут от биологических родителей, а сурмаме подсаживают уже готовый эмбрион. Моя задача – его выносить.

Волновалась ли я, что не буду морально готова отдать ребенка? А я сама по себе такая, что не люблю чужих детей. За своих глотку перегрызу, а вот чужих - ну никак. И я настроилась, что это - работа, и ребенок – чужой. Поэтому во время беременности песенок не пела, живот не гладила, в общем, старалась эмоционально не включаться. Тут еще, конечно, сказался мой напряженный график работы, потом кружки всякие у детей – отвези, привези. Я не поменяла ни стиль, ни ритм жизни, и мне просто некогда было сентиментальничать.

-2

ЭМБРИОН ПРИЖИЛСЯ С ПЕРВОГО РАЗА

В Уфе тогда было только два центра планирования семьи, я отвезла туда свои анкеты. В первой клинике очень странно ко мне отнеслись, брезгливо, что ли. Я приличная женщина, хорошо одета, в костюмах хожу иногда. А они с таким пренебрежением разговаривали, будто я алкоголичка. Стало неприятно, я уже отказаться хотела. И тут мне позвонили из другой клиники, сказали, что для меня биопара нашлась. У них уже был ребенок, мечтали еще об одном. Но из-за серьезных проблем со здоровьем мама больше не могла себе позволить такую роскошь, и сразу после первых родов стала откладывать деньги на суррогатную маму. Чтобы мне заплатить, семья взяла кредит.

Все прошло легко и гладко, как по маслу. Божий промысел, не иначе. Мы встретились с этой парой, сразу понравились друг другу, заключили договор, за неделю сдали все анализы. Даже эмбрион с первого раза прижился - это редкость!

Договор был очень жесткий. За каждым моим шагом, конечно, не следили, но в случае выкидыша я должна была бы компенсировать все издержки. Мы договорились на гонорар в 500 тысяч рублей и еще по 10 тысяч на ежемесячное содержание. Маловато, конечно, но в то время выбора особо не было и сложно было в ценах ориентироваться.

Когда я призналась своей маме, что ношу чужого ребенка, она сначала была в шоке. Потом, когда про деньги узнала, постепенно с этой мыслью свыклась. У нас с ней отношения не очень, поэтому мне не особо важно было, что она скажет.

Муж тоже не сильно возражал. У нас дома так уж сложилось, что все на мне. И если бы не мое решение, так бы и жили мы в коммуналке.

-3

«МАЛЬЧИШКА РОДИЛСЯ – ЧЕТЫРЕ С ЛИШНИМ КИЛО!»

Мне всегда нравилось быть беременной. Я в этот период старалась жестко соблюдать режим дня, правильно питаться: фрукты, витамины, мясо.

Но токсикоз был, как всегда, дикий. А в целом беременность протекала хорошо. Окружающие даже ничего не заподозрили – думали, что располнела.

В 36 недель в пятницу вечером после работы я пришла в роддом. Меня простимулировали, и родился такой замечательный мальчишка, четыре с лишним килограмма! Биомама со мной на родах была, помогала морально, в платную палату меня устроила. Чудесная такая женщина! Она обо мне всю беременность заботилась, звонила несколько раз в день, с детьми моими подружилась, шубу мне подарила. И после родов она меня здорово поддержала: у меня началась депрессия, опустошение какое-то… Видимо, природой так заложено. В общем, мы с ней очень сдружились за это время, до сих пор встречаемся.

Через 4 дня я выписалась и на следующий день вышла на работу. На гонорар мы оформили ипотеку, купили квартиру и переехали.

ВО ВТОРОЙ РАЗ ПРЕДЛОЖИЛИ МИЛЛИОН

Через полгода я уже полностью восстановилась. А тут звонят из клиники, предлагают снова стать сурмамой.

Тут, видно, еще и отзывы прежней семьи сыграли роль, что я вся такая правильная, позитивная, здоровый образ жизни веду. Я отшутилась – мол, теперь соглашусь только за миллион, и забыла о разговоре. И буквально через неделю мне позвонили и…предложили миллион! Желающих нашлось целых три семьи. Я решила согласиться.

-4

Биородители, с которыми я в итоге решила работать, - очень богатые люди. В этот раз все было по другому. Каждую потраченную копейку перепроверяли. Возмущались, что я покупаю дорогие медицинские препараты. По договору я должна была сообщать, когда нужно идти на осмотр или УЗИ. Но бывало, что до них просто невозможно было дозвониться, и я ходила на приемы одна. В какой-то момент даже думала, что они откажутся от ребенка. Хотя меня мысль эта не особо пугала: мы с мужем решили, что если так случится, то оставим ребенка себе.

Беременность протекала тяжело, я из больниц практически не вылезала. У меня отнимались ноги, отказывала печень. Я тянула только на капельницах, руки были фиолетовыми от уколов. На работе выкручивалась, как могла. Перед родами мне даже пришлось в больницу лечь раньше – была угроза невынашивания. И биомать настояла, чтобы мне сделали кесарево: почему-то она решила, что для малыша это будет лучше. Я бы и сама родила, но мое мнение ничего для нее не значило.

Она даже в больницу со мною легла не сразу. И я одна, с разрезанным животом, ночью ползала ребенка кормить. Слава богу, хоть деньги они мне выплатили, и я погасила ипотеку.

Теперь после кесарева я - отработанный материал.

Хотя по всем показателям мне бы еще рожать и рожать. Может быть, когда пройдет время и организм восстановится, я решусь родить третьего ребенка для себя. Но пока говорить об этом рано.

-5

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Отзыв из Интернета написан подругой биологической матери из Уфы (это другая история, о ней не шла речь в статье):

- Сурмама до родов всех ставила на уши: «Я не уверена, что смогу отдать ребенка!». Старушка – мама биородителей постоянно находилась рядом с суррогатной. Составила целую культурную программу - музеи, театры, ботанический сад, концерты, и таскала сурмаму по городским баням... Принимала на себя все истерики. Вела с сурмамой задушевные беседы по ночам. Прогулки, походы по магазинам, покупала одежду, интересные книги, фотографировала ее постоянно. Даже училась народным марийским танцам, поскольку сурмама была марийка. Врубали колонки и вдвоем отбивали марийскую дробь. А биологические родители зарабатывали деньги на все это. В общем, тихий ужас…

МНЕНИЙ ПСИХОЛОГА

Наталья Абысова, психолог клиники аллергологии и педиатрии, работает с суррогатными мамами:

- На этапе подготовки женщин к роли суррогатной матери мы определяем ее психотип. Наиболее подходящими в этом случае считаются женщины – организаторы. Им свойственны ответственность, целеустремленность, самодостаточность. Они знают, чего хотят от жизни. Еще хорошо подходят женщины-прагматики: они приземленные, уверенные в себе, нацеленные на деньги и благосостояние. Таких женщин мы стараемся привлекать в программу.

Почему именно их? Потому что они более других устойчивы к стрессу. Ведь беременность, рождение ребенка и последующий отказ от него - это всегда стресс, даже на гормональном уровне. Он приводит к опустошенности и депрессии, которая может длиться неделями и даже годами. Но спокойным и уравновешенным женщинам проще вспомнить и закрепить в сознании причину, ради которой они пришли в программу.

Часто биородители, которые хотят воспользоваться услугой суррогатного материнства, - это люди средних, а иногда и преклонных лет. Безусловно, для ребенка очень психотравматично осознавать, что его родители не такие молодые и красивые, как у друзей. Неправильно, когда люди на склоне лет заводят детей, руководствуясь только наличием денег и эгоистичным желанием.

-6

КСТАТИ

Как все оформляется

Отношения между суррогатной матерью и биородителями оформляются договором. Там обязательно оговаривается сумма, именуемая «компенсацией на восстановление здоровья» (то бишь сам гонорар) и ежемесячные выплаты на содержание сурмамы в период беременности.

Проблем с регистрацией ребенка, рожденного сурмамой, тоже не возникнет: Семейный кодекс разрешает супругам записываться родителями ребенка, рожденного после искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона. Но сурмама для этого должна дать письменное согласие. До того, как будет написан этот документ, юридически она будет считаться матерью новорожденного.

КОНКРЕТНО

Требования к желающим стать суррогатной матерью:

– Хорошее здоровье (отсутствие хронических заболеваний).

– Возраст: 20-35 лет.

– Хотя бы один собственный здоровый ребенок.

– Письменное согласие на добровольное медицинское вмешательство (проводится процедура ЭКО – берут сперматозоид отца и яйцеклетку матери, выращивают в пробирке эмбрион и подсаживают сурмаме).

– Письменное разрешение мужа, если он есть.

– Также суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки. Еще один нюанс: любой желающий воспользоваться услугами суррогатной матери не может. Должны быть веские причины: серьезная болезнь или бесплодие биологической матери.

СТАТИСТИКА

Сурмамы рожают 3-5 детей в год

В Башкирии суррогатное материнство (правильно оно называется «вспомогательными репродуктивными технологиями») практикуют только в четырех медицинских учреждениях. Каждый год в республике таким образом рождаются 3-5 малышей.