Найти в Дзене
Книгоед

Притягательно-отталкивающий Париж

Оглавление

Париж – один из наиболее крупных и почитаемых городов мира. Город любви. Столица моды. Париж – синоним высокой культуры. Здесь творили великие режиссёры как кино, так и театра. Здесь создавали шедевры всемирно известные живописцы. Модельеры каждый сезон выдают новые невероятные образы. Разумеется, Париж – ещё и невероятно литературный город. За многие столетия здесь жили и работали величайшие писатели за всю историю человечества. И, естественно, такой город, как Париж, не мог не оставить след в их произведениях.

Париж во французской литературе XIX и XX века

-2

Именно в XIX веке Париж занимает одно из центральных мест во французской литературе. Конечно же, одним из крупнейших французских писателей XIX века был Оноре де Бальзак.

Он-то и представил один из наиболее ярких образов Парижа в литературе. В «Человеческой комедии» автор описывает Париж таким, каким видит его сам: городом, где правят деньги и положение, уничтожающие человеческую душу (герой Растиньяк тому яркий пример). Но Бальзак не был бы гением, если бы не попытался посмотреть на Париж глазами стороннего наблюдателя, чтобы лучше понять город. В романе «Отец Горио» Бальзак даёт Парижу следующую характеристику: «Париж – это настоящий океан. Бросьте в него лот, и всё же глубины его вам не узнать. Обозревайте и описывайте его, старайтесь как угодно: сколько бы ни было исследователей, как ни велика их любознательность, но в этом океане всегда найдется не тронутая ими область, неведомая пещера, жемчуга, цветы, чудовища, нечто неслыханное, упущенное водолазами от литературы». То есть Париж – это совершенно непознаваемая вещь.

Можно сказать, что Париж – герой почти всех романов Бальзака. Писатель пишет о людях, а без людей нет города. Герои Бальзака – ростовщики и аристократия, которые опускаются до того, что закладывают свои вещи в ломбард; проститутки, актрисы, преступники, приехавшие из провинции люди, которые надеются покорить город; журналисты, продающие своё перо направо и налево; беспризорники, сироты и нищие. Бальзак показывает Париж со всех возможных сторон. От низов до высших слоёв общества. Главная мотивация значительной части героев – желание разбогатеть. Париж – город «золотого тельца». Именно власть денег, развращающая человека, – тема, которую Бальзак разрабатывал всю свою жизнь. Париж – город, в котором не действуют обычные законы. Герой Вотрен, сбежавший с каторги, учит молодого провинциала Растиньяка правилам парижской жизни: «Переступайте законы, и вы достигнете славы, всякий порок в позолоте в этом мире и есть добродетель». В итоге Растиньяк осознаёт, что все его мечты были пустыми. Они не имели ничего общего с реальностью. Париж – не сказка. Париж – это волчье логово. Поэтому в конце романа Растиньяк, стоя на холме, смотрит на панораму ночного Парижа, взгляд его направлен на местность между Вандомской колонной и Домом инвалидов, то есть туда, где живёт весь высший свет Парижа (а значит, и Франции), туда, куда сам Растиньяк так яростно стремится. Он смотрит на Париж и говорит: «Теперь это только между тобой и мной». Париж Бальзака – место, где люди прощаются со своими иллюзиями, но и место, в которое они влюбляются и там как бы заново появляются на свет.

Но Бальзак не был законченным пессимистом. Он любил красивую жизнь. Он любил вкусную еду. И он любил красивых женщин. И первое, и второе, и третье Париж предоставлял ему с избытком. Бальзак не был богатым человеком и часто скрывался от кредиторов. Однако он не мог устоять перед теми возможностями, которые любезно предоставлял ему Париж. И в романах город предстаёт именно таким: порочным и дерзким, требовательным к человеку и весёлым, богатым и нищим. В Париже Бальзака есть всё.

Ознакомиться с Парижем Бальзака вы можете в большом количестве разных собраний сочинений автора, представленных в нашем магазине

Несколько иным рисует Париж Эмиль Золя. В отличие от Бальзака, Золя не концентрирует внимание на том, как власть и богатство развращают людей. Ему интереснее посмотреть на психологию людей, меняющуюся от поколения к поколению. Золя пристально исследует мышление и вытекающее из него поведение разных слоёв общества: от убийц в романе «Тереза Ракен» до психологии куртизанки в «На-на». В романе «Чрево Парижа» описан парижский рынок. Это священное место, вокруг которого строится весь сюжет. Пожалуй, никто так не описывал еду, как Золя. Не чурался писатель и романтических описаний города: «В то утро Париж пробуждался улыбчиво-лениво. Туман, стелившийся вдоль Сены, разлился по обоим её берегам. То была лёгкая беловатая дымка, освещённая лучами постепенно выраставшего солнца. Города не было видно под этим зыбким тусклым покрывалом, лёгким, как муслин. […] выше туман прорезали серые очертания куполов и шпилей, ещё окутанные разорванными клочьями пара».

Утренний Париж настолько прекрасен, что героиня не может вернуться к тем делам, которыми занималась до того, как волшебный вид привлёк её внимание.

Романы Золя – практически путеводитель по Парижу. Писатель тщательно фиксирует почти каждый объект города.

Множество произведений легендарного французского автора вы можете найти в широком количестве изданий, которые представлены в нашем магазине

Уже в XX веке разительно другой образ Парижа представила на суд публике Франсуаза Саган. В центре внимания писательницы – любовь в самых разнообразных её проявлениях (от искреннего чувства до лёгких интрижек). Разумеется, трудно найти более подходящий город для таких романов, чем Париж.

Париж Франсуазы Саган – это город богатых людей, богемы. И не было автора, кто лучше бы запечатлел Париж второй половины XX века во всём том великолепии, что открывается перед людьми, у которых есть деньги на развлечения в этом городе. Саган не из тех писателей, кому требуется несколько страниц на описания. Ей достаточно несколькими фразами передать настроение города, и читатель тут же почувствует всю его прелесть. Париж у Саган очаровывает своей непредсказуемостью. Он хорош даже тогда, когда у человека нет желания делать что-нибудь, кроме прогулок по городу. Париж у Саган живёт полной жизнью круглые сутки, не утруждая себя отдыхом. Ночи отведены под вечеринки бомонда, а день – на восстановление от последствий этих вечеринок. И все же в романах писательницы всегда чувствуется, что эта жизнь – она где-то далеко, недостижимая для простых людей, но такая притягательная. Париж мелькает за окнами летящего по Елисейским полям такси, предстаёт в виде волшебного вида из окна роскошной квартиры на улице Риволи.

При этом чаще всего Париж Саган – город неразделённой любви, город одиночества. Герои мучаются от тоски, сидя в кафе на Монмартре. Париж – город ожидания. Ожидания любви или успеха. Это не игра в мелодраму. Это личный Париж Франсуазы Саган. Такой же живущий на разрыв аорты город, как и сама писательница, и такой же одинокий в окружении шумной толпы.

Творчество Франсуазы Саган также в большом количестве присутствует на полках нашего магазина. Ознакомиться с выбором вы можете по этой ссылке

Париж глазами американских писателей

-3

Париж, по определению Хемингуэя, – это «праздник, который всегда с тобой». Хэм любил Париж. И написал об этом целую книгу, которую вы можете найти в некоторых изданиях в нашем магазине. Однако это известно многим, поэтому интереснее посмотреть на то, что писали о Париже другие американские писатели.

«Тропик Рака»

-4

В своём, пожалуй, самом знаменитом романе Генри Миллер выводит описание Парижа, разительно отличающееся от того, что мы видели выше. И Бальзак, и Золя, и Саган критиковали Париж за многие его неприглядные черты, но Миллер их превзошёл.

«Тропик Рака» можно назвать деконструкцией «парижского мифа». К середине XX века за Парижем прочно укрепилась слава города любви, свободы и искусства. Но приходит Генри Миллер и камня на камне не оставляет от этого образа. Для него это совершенно точно не центр европейской культуры. Конечно, Миллер попал в Париж, имея на руках лишь 10 франков. Его личная и профессиональная жизнь была похожа на бульварный роман. Неудивительно, что Миллер не увидел в Париже ничего хорошего. Жил он в самых дешёвых гостиницах, гулял по неблагополучным районам. В целом он мог бы сказать про себя, что познакомился с Парижем Бальзака и Золя, только без прикрас.

Миллер даёт Парижу жуткое определение – больной человек, заразный. Да, центр выглядит волшебно. Но это лишь из-за того, что был проведён дренаж раны и весь гной выкачали. Ни капли сентиментальности не испытывает писатель по отношению к Парижу. Такое ощущение, что он намеренно уничтожает образ города, ставший уже избитым клише. А Миллер ненавидел клише. Он показывает читателю худшие стороны города, как бы говоря: «Вот – Париж». Миллер даже сравнивает его с городом времён короля Карла VI Безумного из династии Валуа, когда Париж был чумным бараком, трупы лежали на улицах по несколько дней, а помои выливались прямо из окон домов. Но не всё так печально. Миллер в итоге «заболел» Парижем. Американская жизнь после французской столицы начала казаться ему пресной. Город ужасен, но так притягателен. В результате он стал для Миллера городом жизни, как бы ни пытался он разрушить этот миф: «Париж подобен щипцам, которыми извлекают эмбрион из матки и помещают в инкубатор. Париж – колыбель для искусственно рождённых. […] Всё достигает здесь своего апогея. Одни обитатели колыбели сменяются другими. На стенах парижских домов вы можете прочесть, что здесь жили Золя, Бальзак, Данте, Стриндберг – любой, кто хоть что-нибудь собой представлял. Все когда-то жили здесь. Никто не умирал в Париже...».

Битники

-5

Известные хулиганы американской литературы много писали про дно Нью-Йорка, путешествия с Восточного побережья США к Западному, бары и джаз-клубы. Не обошли они вниманием и Париж.

Об этом периоде жизни культовых писателей и поэтов рассказывается в книге английского журналиста Барри Майлза «Бит Отель». Битники в этой книге развлекаются вовсю. Это книга о том, что Париж – действительно город богемы. Не зря писатель Анри Мюрже считал, что истинная богема живёт исключительно в Париже. Главные герои – Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг и Грегори Корсо. В целом в Париже они занимаются примерно тем же, чем и в США: Берроуз расширяет себе сознание с помощью психоделиков, Гинзберг трудится над переводом русской поэзии и переписывается с другим культовым писателем – Джеком Керуаком. А вот Грегори Корсо не разменивается на мелочи. Именно в Париже он создаёт лучшие свои произведения. В частности поэму «Бомба», в которой с присущим поэту ехидством достаётся и антивоенным активистам, протестующим против войны во Вьетнаме (а на дворе был 1968 год), и правительству США, втянувшему страну в чужую войну. Париж битников – город творчества и развлечений. Город, в котором для каждого найдётся место.

Париж в русской литературе

-6

Благодаря мощным культурным связям, а прежде всего – языку, Франция всегда была для русских писателей почти родной страной. Неудивительно, что Париж нашёл отражение в их произведениях.

Классики

-7

Уже в XVIII веке Париж появляется в текстах русских писателей. Денис Фонвизин стремится показать читателю в своих «Письмах из Франции», что мода на всё французское – глупа и бессмысленна. Ведь Париж – не рай, а посредственный город. Всё плохо для Фонвизина в Париже: и философия, и искусство, и нравы парижан. При этом опирается писатель (и даже прямо цитирует) на француза же Ш. Дюкло и его «Размышления о нравах нашего времени», а также на Жан-Жака Руссо.

Совершенно по-другому смотрит на Париж Николай Карамзин. В «Письмах русского путешественника» историк и писатель даёт всеобъемлющий анализ Парижа. Он старается рассмотреть город со всех сторон (почти научный подход). Париж Карамзина глубоко литературен, а описание его полно аллюзий на великую французскую культуру. При этом Карамзин далёк от поклонения и излишнего возвеличивания столицы Франции. Он просто им восхищается, как произведением искусства.

Интересен взгляд на Париж у Ивана Тургенева. Как всем известно, писатель почти половину жизни прожил в Париже, однако в его романах образ города вырисовывается непрезентабельный. Более того, Париж для Тургенева, как бы иронично это ни звучало, воспринимается как нечто «чужое». В «Записках охотника» или, к примеру, в «Дворянском гнезде» описание Парижа даётся через отрицательных или неприятных персонажей, жалких эпигонов французской культуры, не способных к творчеству, а лишь к подражанию высоким образцам. Одна из таких героинь – Дарья Михайловна Ласунская из романа «Рудин». Она пытается создать образ парижской светской дамы, но выглядит жалко. Для Тургенева франкофония и галломания отрывают русского человека от истинно русской культуры.

Эмигрантская литература

-8

Вполне понятно, что значительное место Париж занимает в литературе русской эмиграции. В конце концов, после Октябрьской революции многие уехали именно в Париж.

Один из самых знаменитых русских эмигрантов, Иван Бунин, любил и Францию, и Париж. Но чувство тоски по родной стране не давало ему в полной мере насладиться всеми прелестями столицы Франции. Париж Бунина чем-то напоминает Париж Франсуазы Саган: герои точно так же одиноки в своих прогулках по парижским улицам, у них точно так же нет места, куда можно было бы вернуться. Показателен рассказ «В Париже» из сборника «Тёмные аллеи»: Париж здесь не мечта, а почти лагерь для интернированных. Вместо ярких огней кабаре – грязные улицы. Вместо запаха выпечки – духота метро. Герои рассказа «В Париже» кажутся случайными в этом мире людьми. Они просто ходят туда-сюда без особой цели, без точки отправления. «В сущности, ужасно. Отельчик чистый, тёплый, но, знаете, из тех, куда можно зайти на ночь или на часы с девицей... Шестой этаж, лифта, конечно, нет, на четвёртом этаже красный коврик на лестнице кончается... Ночью, в дождь страшная тоска. Раскроешь окно — ни души нигде, совсем мёртвый город, бог знает где-то внизу один фонарь под дождём».

Не любила Париж и Зинаида Гиппиус. Она писала, что Париж – несчастный город. Его можно жалеть, но не любить. Прежде всего эмигрантским видел Париж Владимир Набоков, который высмеивал русских эмигрантов за манеру говорить. В автобиографии «Другие берега» он писал: «Почему-то выражения, свойственные французским почтальонам, казались нашим поэтам тонкостями парижского стиля». Занятный образ Парижа представляет Александр Куприн: «…прошёл уже почти год, как я живу в Париже, присматриваюсь и прислушиваюсь и всё-таки не нахожу того недоброжелательного отношения к русским ни в прессе, ни в публике, о котором предшествовала молва; думаю, его и вовсе нет. У маленьких рантье, у всех этих лавочников и консьержек, хранятся бумаги русского займа. Вообразите себе: доверие к этим бумажкам до сих пор ещё не потеряно». Вот такой у него Париж – добрый и доверчивый.

Но, пожалуй, самый оригинальный образ Парижа создал Иосиф Бродский. Пока все рассыпаются в положительных или отрицательных эпитетах и метафорах в адрес Парижа, Бродский со скукой в голосе говорит:

Париж не изменился. Плас де Вож
по-прежнему, скажу тебе, квадратна.
Река не потекла еще обратно
Бульвар Распай по-прежнему пригож.
Из нового – концерты за бесплатно
и башня, чтоб почувствовать – ты вошь.

Город как город. Обычный. Куда ему до любимой Бродским Италии и в особенности Венеции.

Кто-то любит Париж, кто-то его терпеть не может. Но почти все (кроме Бродского) не остаются к нему равнодушными. В творчестве разных писателей представлены разные образы Парижа. Но объединяет их все одно – даже недостатки Парижа обладают непередаваемым шармом, который и заставляет миллионы людей постоянно возвращаться в этот город.

Мы рады, что статья оказалась для вас интересной!

Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм канале "Книгоед"