Слово двадцать пятое. О любви к Богу.
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21).
Возлюбленные христиане! Все христиане говорят: «Как Бога не любить!» Или: «Кого же нам и любить, как не Бога?» Истинное это слово: как Бога не любить и кого же нам и любить, как не Бога? Бог есть высочайшее, несозданное, безначальное, бесконечное, естественное и неизменное Добро. Как солнце всегда сияет, как огонь всегда согревает, так Бог естественно Благ и всегда благотворит, так что «никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказывает, ибо Он наказывает нас для того, чтобы нас исправить; бьет нас, чтобы нас помиловать; опечаливает нас, чтобы истинно нас утешить. «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). Итак, как же такое Добро – Бога – не любить?
Бог – Создатель наш, Он создал нас из ничего. Не было нас, и вот «живем, движемся и существуем» (Деян. 17:28). Руки Его всемогущие нас сотворили и создали. Создал Он нас, о человеки, не так, как прочую тварь, бесчувственную и бессловесную, а создал особым Своим Божественным Советом: «сотворим человека» (Быт. 1:26). О прочих созданиях сказано: «Сказал – и было, повелел – и создались» (Пс. 32:9). А о человеке иначе. Что же? «Сотворим, – сказал, – человека».
О святейший, о любезнейший совет! Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святой Дух о человеке сказал: «сотворим человека». Какого человека? "По образу, – сказал, – Нашему и по подобию». О дивная благость Божия к человеку! О высочайшая честь человеческая! Человек по образу Божию и по подобию Богом сотворен. Какая тварь такой чести от Бога сподобилась? Не видим того. Человек того сподобился, и образом Божиим от Бога почтен.
О любезнейшее и прекраснейшее Божие создание – человек! Образ Божий, как царскую печать, в себе имеет. Славен царь, славен и портрет его. Всякой чести достоин Бог, Царь Небесный, достоин чести и образ Его, человек. Такую благость, о христиане, излил на нас Бог в создании нашем. Итак, как же нам Его не любить?
Пали мы и погибли, чего оплакать достаточно не можем. «Человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им» (Пс. 48:13). Но Человеколюбивый Бог и тогда нас не оставил: чудный образ спасения изобрел нам. Послал к нам Единородного Сына Своего спасти нас и к Себе привести. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16–17). Как же Бога, так любящего нас, нам не любить? Бог есть Человеколюбец, как все Его называем, должно же и человеку быть боголюбцем. Ибо за любовь ничем иным нельзя воздать, как только любовью и благодарностью.
Бог наш Промыслитель, Он о нас промышляет и печется. Он подает нам пищу, одежду и дом. Его солнце, луна и звезды нас освещают. Его огнем мы согреваемся и варим себе пищу. Его водой омываемся и прохлаждаемся. Его скот нам служит; Его воздух нас оживляет и сохраняет нашу жизнь. Словом, в Его благах и любви содержимся, и без них и минуты прожить не можем. Как же так возлюбившего нас, такого Благодетеля – Бога – нам не любить? Человека-благодетеля любим, тем более Бога-Благодетеля должны любить. Ибо все создания, и сам человек – это Божие богатство: «Господня земля, и исполнение ее» (Пс. 23:1).
Бог – Отец наш. К Нему мы молимся и говорим: «Отче наш, Иже еси на небесех», – и прочее. Как же нам Бога Отца не любить? Добрые дети непременно отца любят. Если же и мы хотим быть искренними чадами Божиими, и Его нелицемерно называть Отцом, то должно нам Его как Отца и любить. Итак, правильно все говорят: как Бога не любить?
Как всякая добродетель, так и любовь должна быть на сердце. Когда в сердце нет ее, то и на самом деле нет. Бог не к устам нашим говорит: люби, смиряйся, милосердствуй, молись, проси, призывай Меня, и прочее, а к сердцу нашему. Итак, должно иметь любовь, смирение, милосердие, молитву и прочее в сердце. И если это в сердце будет, то непременно, как отрыжка от желудка, снаружи окажется. Ибо огонь сокровенный показывает себя теплотой, а благовонный бальзам – хорошим запахом. Так святой Давид любовь, которую имел к Богу, показывал в своих пресладких песнях к Богу: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь – утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защитник мой, и рог спасения моего, и Заступник мой» (Пс. 17:2–3). Любовь, хотя и кроется в сердце, однако скрыться не может, и снаружи знаки свои показывает.
Но посмотрим, какие знаки любви к Богу, чтобы вместо любви не иметь ложное мечтание о любви. Ибо ни в чем так человек не обманывается, как в любви. Знаки любви следующие.
1) Сам Господь указывает, говоря: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Ибо истинно любящий Бога остерегается всего того, что Богу противно, а все то, что Ему угодно, старается исполнять, поэтому и заповеди Его святые соблюдает. А отсюда следует, что не имеют любви Божией те христиане, которые о заповедях Его нерадят. К ним относятся злобные и как-нибудь другим причиняющие вред, блудники, прелюбодеи и все осквернители; воры, хищники, грабители и все каким-нибудь образом неправедно чужое добро себе присваивающие; клеветники и ругатели; хитрецы и лукавые, прельщающие других, обманщики и лицемеры; чародеи и их к себе призывающие, и все законопреступники. Все они, как закона Божия, так и Самого Бога не любят. Они себя и свои прихоти любят, а не Бога и Его святой закон.
2) Явный знак любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И сколько раз чувствует человек в сердце своем сладость любви Божией, столько раз радуется о Боге. Ибо любовь, как пресладкая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает нашу гортань, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как Благ Господь» (Пс. 33:9). Такая радость о Боге изображается во многих местах Святого Писания, а особенно в святых псалмах. Эта радость – духовная, небесная, она – предвкушение сладости вечной жизни.
3) Истинно любящий Бога мир и все, что есть в мире, презирает, и к единому прелюбезному своему Богу стремится. Честь, славу, богатство и все мира сего утехи, которых сыновья века сего ищут, за ничто вменяет. Ему нужен один Бог, несозданное и прелюбезное благо. Он в Нем одном находит совершенную честь, славу, богатство и утешение. Для него один Бог – драгоценный бисер, и потому все прочее – нечто малое. Таковой ничего ни на небе, ни на земле, кроме Бога, не желает. Такая любовь изображается в словах псаломнических: «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя Боже вовек» (Пс. 72:25–26).
Таковой пищу, питие, одеяние и прочее только ради нужды, а не ради сладострастия употребляет. А отсюда следует, что тот не любит Бога, кто любит мир, по свидетельству апостола: «кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15). Таковы те, которые хотят в гордости и пышности мира сего жить, в богатых домах жить, в богатых каретах ездить, богатой одеждой одеваться, всеми прославляться и почитаться, и прочее. Таковые «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 2:16), то есть все, что противно Богу, любят, а не Бога.
4) Истинно любящий Бога в незабвенной памяти держит Бога, Его любовь к нам и Его благодеяния. Это видим и в любви человеческой. Ибо кого любим, о том часто и вспоминаем. Так тот, кто Бога любит, часто о Нем вспоминает, размышляет, и Тем утешается, и к Нему восхищается: «ибо где сокровище его, там будет и сердце его» (Мф. 6:21). Для него неоценимое и прелюбезное сокровище – Бог, поэтому и сердце его всегда при Нем неотлучно. Поэтому часто и имя Его святое с любовью поминает. Ибо сердце, любовью Божией исполненное, проявляет и внешние знаки любви. А отсюда видим, что не любят Бога те, которые Его забывают, ибо забвение – явный знак нелюбви к Богу. Любящий любимого забыть не может.
5) Любящий с любимым неразлучно быть желает. Многие христиане желают быть со Христом Господом прославленным, но с Ним в бесчестии и поношении быть и крест нести не хотят. Молятся Ему, чтобы в царствии Его быть, но в мире с Ним страдать не хотят, и тем показывают, что сердце их неправое и что Христа истинно не любят, и, если сказать правду, больше себя любят, нежели Христа. Поэтому говорит Господь: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Истинный друг в несчастье познается. Тот наш истинный друг и тот истинно любит нас, который в несчастье нас не оставляет. Так истинно любит Христа тот, который и здесь, в мире сем, со Христом пребывает, к Нему сердцем прилепляется, и страдание или крест с Ним безропотно претерпевает, и с Ним в будущем веке неразлучно быть желает. Таковой сердечно говорит ко Христу: «мне соединяться с Богом – благо» (Пс. 72:28).
6) Знак любви к Богу – любовь к ближнему. Кто Бога истинно любит, тот любит и ближнего. Кто любящего любит, тот любит и любимого им. Источник любви к ближнему есть любовь к Богу, но познается любовь Божия по любви к ближнему. А отсюда следует, что тот, кто ближнего не любит, не любит и Бога, как учит апостол: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4:20–21).
Таковы знаки любви к Богу, кроющиеся в сердце человеческом.
Возлюбленные христиане! Покаемся и отвратимся от суеты мира, и очистим сердца наши покаянием и сокрушением, да вселится в нас любовь Божия. «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Аминь.
---------------------------------
святитель Тихон Задонский (Соколов)
Краткие нравоучительные слова
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/kratkie-nravouchitelnye-slova/#0_2