На основании военной биографии Семёна Золотарёва я делаю выводы, что во время Великой Отечественной войны он служил в военной разведке Ильи Старинов, был знаком Абрамом Кикоиным. После войны он становится штатным сотрудником КГБ, к которому перешла часть функций ГРУ (Главного разведывательного Управления), поэтому ему было важно получить высшее образование. С большой долей вероятности на специальном факультете Минского института физкультуры могли готовить специалистов как раз для спецслужб.
У Золотарёва была официальная биография и трудовая книжка, однако его постоянно привлекали к проведению различных операций. В том же городе Лермонтове он мог, не привлекая внимания, вести наблюдение за лицами, которых КГБ подозревало в сотрудничестве с иностранной разведкой.
По моей версии в течение 1958 года сотрудниками КГБ велась разработка некого человека, который в этот период работал на одном из свердловских предприятий оборонного сектора и пытался продать важную информацию за границу в обмен на то, чтобы иммигрировать.
Спецслужба могла сама проявлять интерес к продаже информации, изображая из себя иностранную разведку, либо сотрудники КГБ были внедрены в сеть западной разведки и таким образом узнали о возможной продаже информации.
В первом случае, когда Семён погибает и становится известен мотив и обстоятельства его гибели от рук предателя родины, то для КГБ нет никакой опасности. Один сотрудник умер, но сеть ее агентов не раскрыта. Во втором случае со смертью Золотарёва как официального сотрудника КГБ, под удар попадают все люди, которые были знакомы с Золотаревым.
Задача Золотарёва для спецслужб была выйти на связь с преступником, чтобы КГБ мог установить его личность. Затем за этим человеком должны были установить слежку, взять с поличным в процессе продажи секретных документов и предотвратить утечку важной информации в иностранные государства.
Первоначально встреча Семёна скорее всего была назначена в городе, где работал преступник. Для прикрытия Семёну Золотареву нужна была туристическая группа. Он едет в Свердловск и там, через свои связи, находит тургруппу, которая в нужное время проезжает нужный ему город. Это группа Согрина, в которую Золотарев по ходатайствую нужных людей, в том числе Абрама Кикоина, легко вливается.
Однако в последний момент визави Золотарёва меняет место встречи. Теперь он, явно по чьей-то подсказке, предлагает встретиться в Вижае, где любого чужака видно за версту, тем более группу возможных оперативников. В Вижае у него очевидно жил близкий родственник или товарищ, так или иначе связанный с криминалом.
Семён вынужден менять группу Согрина на группу Дятлова. Почему не в группу Блинова? В группе Блинова не так просто убрать одного из участников без подозрений, а в группе Дятлова есть Слава Биенко с его пропущенными отработками. Либо следующий пункт тургруппы после Вижая – 51 квартал, куда пошли блиновцы, гораздо дальше от Вижая, чем 41 квартал, куда направились дятловцы.
Как я уже упоминала, в поселке 41 квартал туристы провели целых двое суток, хотя в своих дневниках писали, что только сутки.
В день, когда дятловцы и блиновцы прибыли в Вижай, визави Золотарёва мог тайно наблюдать за прибытием туристов. Блиновцы вскоре отъехали на попутке по своем у маршруту, в поселке остались только дятловцы.
Вечером Семён Золотарёв оставляет свою группу и отправляется на встречу. Скорее всего она была назначена в каком-то в условном месте в Вижае. Одновременно с этим кто-то из местных жителей Вижая, сотрудничающий с правоохранительными органами, также должен был проходить недалеко от места встречи Семёна с преступником. С той же целью – опознать того, кто вышел с Золотарёвым на связь и тут же сообщить об этом местному оперативному отделу.
С этой минуты местные органы, не сильно опытные в подобных делах, устанавливают слежку за преступником. Мог ли прокурор Василий Темпалов знать об операции? Скорее всего нет, так как прокуратура и оперативный отдел друг с другом напрямую не связаны.
Следующие два дня преступник решает свои организационные вопросы будущего перехода через границу. Все это время Семён ждет от него необходимой информации, находясь в туристами в 41 квартале. Наконец, все устроено и утром 28 числа группа выдвигается на Второй северный.
И вот тут происходит поворотное событие. Юрий Юдин расхаживает по Вижаю – заходит на почту, в магазин, ждет автобус на остановке. Естественно, у преступника возникает вопрос: «А не отправил ли Семён с этим туристом какие-то данные о преступнике и месте их будущей встречи в правоохранительные органы на большую землю?»
Кому могло прийти в голову, что у туриста, который собрался в сложный поход, вдруг случились проблемы со здоровьем? Тем более, что Юдин не производил впечатление больного.
В этой ситуации преступнику видится только один выход – убрать балагура Семёна, так как только Золотарёв может опознать его в лицо. Нет Семёна – никто не выдаст его спецслужбам.
Куда идет группа Дятлова, Семён скорее всего рассказал сам, как и о том, что группа не вооружена (наличие оружия могло спугнуть преступника), Кроме того, ружье в рюкзак не спрятать. Например, ружье блиновцев сразу было замечено местными, о чем записал позже в своем дневнике руководитель поисков Евгений Поликарпович Масленнинов.
Идеальное место, где безоружную группу можно перебить – часть их маршрута от безымянного перевала до Отортена и обратно. Местные знают, что манси там бывают редко – охотиться там бессмысленно, что зимой, что летом. Дятловцы потратят на переход до Отортена несколько дней и перехватить их легче именно на перевале, когда они пойдут либо к Отортену, либо обратно.
Достаточно выгнать группу на мороз, чтобы туристы просто замерзли. Такая смерть будет выглядеть естественно. В случае, если применить огнестрельное или холодное оружие, убийц начнут искать в ближайших от перевала поселках. Сразу выяснится, кого в дни убийства не было дома.
Сам преступник, с которым встречался Золотарев, на перевал не пошел, а вот его вижайский знакомый за деньги находит себе двух местных подельников. Взяв охотничьи ружья, поздним вечером 29 января убийцы отправляются по следам туристов в сторону перевала.
30 или 31 января местные стукачи сообщают в оперативный отдел милиции, что хозяин, приютивший незнакомца, с которым встречался Золотарев, исчез. Возможно через несколько дней обнаруживают также и исчезновение из Вижая еще нескольких человек, очевидно таких же бывших сидельцев. Теперь под наблюдение взяты и их дома.
Оперативный отдел сообщает сотрудникам КГБ о случившемся. Последние понимают, что жизнь Семёна в опасности, однако сделать ничего не могут. Арестовать визави Семёна им не за что, спасать Золотарёва в тайге – очень сложно, а кроме того, можно провалить всю развед.операцию. Остается только ждать возвращения преступников или туристов назад в Вижай.
От Вижая до перевала около 70-90 км. Убийцы несли на себе значительно меньше вещей, чем туристы, шли по проторенной ребятами лыжне. Кроме того, сами дятловцы потеряли сутки на неудачном штурме перевала первого февраля. Второго февраля преступники нагоняют дятловцев на перевале, когда те вынужденно остановились и поставили палатку.
В дневнике группы Игорь Дятлов пишет, как уютно в палатке в лесу и что невозможно представить себе такой уют в палатке на горе. На фото, где группа идет по перевалу видно, что палатка не свернута, значит был запланирован небольшой переход в несколько километров. То есть палатку на горе они поставить планировали в любом случае и были к этому готовы. Но остановились они явно раньше запланированного.
Остановка на Холатчахле возможно произошла из-за тумана и, соответственно, плохой видимости. С одной стороны это сильно усложняло рисование кроков похода. С другой – вижайский лесник Иван Ремпель, предупреждал Игоря, что на переходе к Отортену есть крайне опасные места – глубокие расщелины, которые, в таком тумане, можно и не заметить.
Расстроенные очередной неудачей, туристы сначала расчищают от снега место под палатку под небольшим уступом горы. Делают известные всем фотоснимки на память. Однако большая палатка не может разместиться на приготовленной площадке. Тогда дятловцы поднимаются выше по склону и снова раскапывают в снегу место под палатку.
Дятловед Александр Алексеенков указывает, что угол наклона Холатчахля на последних фото дятловцев и на фото палатки обнаруженной поисковиками не совпадает. В первом случае склон горы значительно круче, а яма под палатку глубже. Туристы установили палатку только со второго раза. Первое место находится ниже от второго примерно на 10 метров. Оба эти места Александр Алексеенков нашел на перевале.
Второго февраля туристы встали утром предположительно в 9.00. Кто-то готовил завтрак, кто-то мастерил лабаз. Вышли в поход в 12.00. Проходят 2,5 км и останавливаются на слоне Холатчахля около 12.30-12.45. Делают фотографии около 13.00-13.30. Окончательно ставят палатку на втором месте к 14.30 – 15.00. Именно в этот момент их и настигли преступники.
Полная версия событий на перевале – по ссылке - https://disk.yandex.ru/d/0V6vKVKnFbCdKQ