23 сентября 1926 года в посёлке Новохованск Невельского уезда состоялся 6-й Съезд Новохованской волостной организации ВЛКСМ, на котором, помимо, 36 делегатов приняли участие представители: Укома ВЛКСМ тов. Берман и от ВК ВКП (б) тов. Смирнов, а также, 8 беспартийных активистов. Начало: 12—15 час. Окончание: 19—20 час.
В президиум вошли: Берман, Смирнов, Лукьянов, Романенко и Ивановский.
На повестке дня были заслушаны доклады:
1. «О предстоящей политучёбе» — Бобахо;
2. «Об участии комсомольцев в поднятии сельского хозяйства» — Смирнов;
3. «Отчёт Бюро Волкома (ВК, волостной комитет) ВЛКСМ» — Лукьянов;
Выборы Волостного Комитета ВЛКСМ: Смирнов, Лукьянов, Мутьева, Ивановский, Станский, Грибова, Романенко, Болоздыня, Бардеев, Лоследов, Козлов. Три кандидата: Лобачева, Кравцов С., Николаева.
РЕЗОЛЮЦИЯ (по докладу Бобахо)
По докладу о политучёбе комсомольцев на 1926—1927 гг. волостной Съезд ВЛКСМ считает необходимым в будущем проделать следующее:
1. Считать обязательным минимумом полит-знаний для комсомольцев деревни, прохождение комсомольского кружка и школы передвижки.
2. Учащихся ШКМ в комсомольскую сеть полит-образования не включать, возложив наблюдение за программой школы по обществоведению на Волком ВЛКСМ и, на Туричинскую ячейку, контроль за успеваемостью.
3. Неграмотных и остро-малограмотных членов Союза (едва умеющих читать и писать) от прохождения политучёбы освободить, обязательно посылая их на Ликпункты.
4. Передать комсомольцев 2 и 3 групп полит-знаний для обучения в парт-сеть. Для обеспечения парт-влияния, комсомольцев — партийцев 1 группы оставить в комсомольской сети.
5. Прохождение политучёбы установить:
а) комсомольцам 1 группы — в комсо-кружках;
б) комсомольцам 1и 2 групп, в школах — передвижках и пониженных стационарных;
в) комсомольцам 3 группы в повышенных стационарных и кружках самообразования.
6. Комплектование пропъединиц (единица пропаганды) провести следующим порядком:
а) в комсо — кружках: не окончивших комсо-кружки в прошлом году, обучавшихся в группах новичков, вновь вступивших в Союз до 1 октября 1926 года;
б) в школы — передвижки, пониженные стационарные: окончивших комсо-кружки и оставшихся в сельских кружках самообразования;
в) в повышенные стационарные и кружки самообразования: окончивших сель-кружки самообразования и оставшихся в Вол-парт-кружках самообразования.
г) в предметные кружки — окончивших Вол-парт-кружки самообразования. Комплектом школы установить 20 человек. Окончательное комплектование закончить к 1 октября.
7. Установить твёрдый день учёбы в 1926—1927 г. свободный от всевозможных заседаний и собраний. Днём учёбы считать — четверг.
8. Для вступающих после 1 октября — создать кружки новичков с 1 января 1927 г. До организации кружков охватить их читкой литературы.
9. Охват беспартийной молодёжи и старших пионеров проводить через заполнение остающихся мест до полного комплекта комсо-кружков и кружков новичков.
10. Началом занятий установить 21 октября, не допуская создания после данного срока новых пропъединиц и включение в существующие.
11. ВК ВЛКСМ принять меры к закреплению помещений для занятий. Просить УКОМ договориться с соответствующими организациями об использовании школьных помещений.
12. Руководителей от обязательной учёбы освободить.
13. В целях подготовки и помощи руководительскому составу, в течение учебного года, регулярно, один раз в месяц, созывать волостные совещания руководителей книго-кружков, используя для этого (по возможности) лекторов школ-передвижек.
14. ВК и ячейкам принять практические меры к организации коллективных и индивидуальных закупок литературы для полит-сети.
15. В кружках, по примеру прошлого года, создать старост.
16. До начала занятий вести широкую разъяснительную работу по созданию мнения за учёбу, посвятить первый союзный день — 17 октября, вопросам политучёбы, подготовить к этому дню по ячейкам, где это возможно, вечера учёбы.
17. Агитпропу ВК разработать календарный план руководства политучёбы.
18. ВК установить контроль за учёбой комсомольцев партийной сети, через выделение уполномоченных из числа занимающихся в парт-сети, для учёта посещаемости и отношения комсомольцев к учёбе.
19. Просить Уком прислать упрощенные формы учёта работы кружков.
20. К пропъединицам прикреплять комсомольцев живущих в радиусе не более 4—5 верст.
21. Комсомольцам далеко живущим от местонахождения кружка, предложить заниматься самообразованием, давая им соответствующие указания.
22. Работу кружков увязать с полит-современностью.
23. В кружках актива (Новохованск, Туричино) проводить занятия один раз в месяц.
24. Содержание работы должно заключаться не только в подготовке докладчиков, но и в проработке очередных вопросов, как текущей политики, так и практической комсомольской работы.
25. Обратить особое внимание на работу актива по общему образованию, концентрируя и в ВК партии. Использовать учебные пособия, находящиеся в избах-читальнях.
РЕЗОЛЮЦИЯ (по докладу Смирнова)
Заслушав доклад об улучшении сельского хозяйства, Съезд Комсомола, отмечая некоторые достижения в будущем считает необходимым проделать следующее:
1. Поводить совещания комсомольцев по вопросам сельского хозяйства, созывая их один раз в два месяца. Прорабатывая на данных совещаниях вопросы сельского хозяйства, выносить практические мероприятия по улучшению такового. Для проведений совещаний привлекать участкового агронома и агронома ШКМ.
2. Для ознакомления комсомольцев с вопросами правильного ведения сельского хозяйства, ставить доклады, беседы и лекции комсомольцев, ведущих самостоятельное свое хозяйство, знакомя остальных комсомольцев с опытом ведения той или иной отрасли сельского хозяйства, привлекая на данные собрания силы агрономии.
3. Создать сельхоз — кружки при следующих пунктах: Новохованск, Туричино, Топоры, Стайки и Ордово, вовлекая в них в первую очередь комсомольцев, а также и беспартийных. Руководителями данных кружков назначить: Новохованск — Жданов, Туричино — Голосов, Стайки — Зайденов, Топоры — Жданов, Ордово — Дорощенко, под руководством участкового агронома.
4. Комсомольцам самостоятельно ведущих своё хозяйство, а также комсомольцам занимающихся в сельском хозяйстве устраивать: утепление хлевов, правильную кормушку (Датскую), а также практиковать кормление скота по норме, ведя одновременно учёт опыта. Своим личным примеров агитировать за введение лучших форм сельского хозяйства.
5. ШКМ и Туричинской ячейке, как практической базе, вменяется в обязанность делиться своим опытом на совещаниях и на занятиях кружков.
6. Использовать, по возможности, учащихся комсомольцев ШКМ старей группы, для проведения докладов и бесед на сельскохозяйственные темы по ячейкам.
7. Выявлять возможность организации с/х кружков при деревнях, хотя бы ограничиваясь созданием группы, в коих проводить регулярно читки по сельскому хозяйству, под руководством агронома.
8. Проверять постановления вынесенные ячейками в деле поднятия сельского хозяйства ставя отчетные доклады комсомольцев, самостоятельно занимающихся сельским хозяйством, на собраниях ячеек.
РЕЗОЛЮЦИЯ (по докладу Лукьянова)
Заслушав отчёт Волкома о проделанной работе Волостной Съезд ВЛКСМ считает необходимым в будущем провести следующее:
1. Продолжать рост организации за счет батрачества, бедняков и лучшей части средняков, усилить рост, за счет батрачества, через ведение культпросветработы среди такового; ячейкам батраков посылать неграмотных из них на ликпункты, а грамотных вовлекать в работу ячеек.
2. Усиление роста за счет лучшей части средняков, необходимо начать с проверки роста ячейки и причин тормозящих рост, обсудив на ВК и ячейках вопросы роста за счет лучшей части средняцкой молодежи, строго уяснив, что рост за счет лучшей части средняцкой молодежи, ни в коем случае не должен понижаться как рост за счет ослабления приема бедняцкой и батрацкой молодежи усиление роста за счет которой необходимо.
3. Для вовлечения девушек в комсомол, необходимо развернуть аботу кружков рукоделия, проводя эту работу совместно с делегатскими аппаратами.
4. Для более глубокого уяснения ячейками вопроса оживления работы, поставить вопрос на собраниях ячеек «Оживление комсомольской работы», для докладов по ячейкам по этому вопросу, выслать представителей от ВК, наметив практические мероприятия в области оживления работы.
5. Оживление комсомольской работы повести путем улучшения союзного дня, через внесение в него вопросов местного значения, положив в основу союзного дня вопросы повседневной помощи комсомольцев в с/х и политической жизни деревни, поднятии образовательного уровня и организации отдыха молодежи.
6. В целях укрепления парт-ядра в организации, привлекать на партсобрания весь актив ячейки, через ВК ВКП (б) и ячейки, давать парт-поручения и работу комсомольцам-активистам, с целью выявления и втягивания в партию, строго регулируя рост парт-ядра, втягивая в первую очередь батраков и бедняков.
7. Вести работу ячеек в строго плановом порядке, предложив всем ячейкам составлять ежемесячные календарные паны работ, как Бюро, так и общих собраний.
8. Волкому необходимо принять все меры к правильному, бесперебойному ходу зимней полит-учебы.
9. В области пионер-работы, приступить к регулярной работе отрядов, закрепленных вожатых не сменять в течение всей зимы. Усилить руководство и контроль ячеек над работой вожатого.
10. Вести борьбу с пьянством через разъяснение о вреде алкоголя, одновременно усилить меры дисциплинарных взысканий, вплоть до исключения не исправляемых.
11. Вести проверку в выполнении постановлений ячеек Волкома и Укома.
12. Принять меры к подготовке и выдвижению актива на общественную работу.
Из книги "Страницы истории Невеля. Книга вторая":