- Чему вы там учитесь на режиссерском факультете, какие у вас предметы? – спросил однажды мой друг, совершенно далёкий от творческих профессий.
- Ну, на режиссуре мы смотрим, что отсняли однокурсники, на истории кино – смотрим исторические фильмы, на языке кино – смотрим современные фильмы…
- Так вы место конспектов с поп-корном ходите в институт?
Ну нет, конечно. Общеобразовательные предметы были тоже, и все эти лекции, конспекты, зачеты – всё как у людей. Одну только историю культуры по пять раз пересдавали, препод был такооой требовательный! Кто учился в ИСИ – отзовитесь, помните же Соколова? Кстати, студентки до сих пор по нему сохнут!
Но и фильмов смотрели стооолько, что я не вывозила. По истории кино аж по 2 фильма за раз, и если один из них был Тарковский, то на втором я точно уже сваливала в кафе «Кадр» на Мосфильме с однокурсницами, потом скачивала с торрентов и смотрела дома, так как на следующем занятии непременно - обсуждение. Проф. предметам мы обучались на киностудии Мосфильм, а пары шли в основном здании института – рядом с ДК Горбунова.
Ну а по проф. предметам мы писали сценарий, рисовали раскадровку, снимали, монтировали – и каждый этап работы мы представляли мастеру и однокурсникам.
Наш мастер – Валерий Давидович – был, во-первых, действующим режиссёром, невероятно талантливым и тонким. Когда меня просят рассказать о чём любой из его фильмов, я зависаю… вы пробовали когда-нибудь пересказать сюжет музыки? Вот его фильмы, как музыка… «Последнее лето детства», «Дикая охота короля Стаха», «Нелюбовь» (первый фильм, снятый по сценарию Литвиновой), «Нанкинский пейзаж» и другие.
Во-вторых, он был чутким, деликатным и очень вдохновляющим педагогом. Здесь надо сказать, что сложность преподавания в творческих профессиях заключается в том, что нет формул, вроде дважды два, нет единственно верного ответа, всё очень и очень субъективно. И часто педагоги ломают первоначальный замысел произведения, и обрывают полёт фантазии студента. Но Валерий Давидович умел уловить самую суть твоего замысла, и направить тебя на то, как точнее выразить именно твою собственную идею.
- Коллеги, - именно так он обращался к нам и не иначе, - коллеги, посмотрите, как одета Рипсимэ, вот это и есть монтаж. Нужно ведь подобрать блузку, чтоб она так сочеталась с этой юбкой, чтобы всё вместе казалось одним целым. Точно так же и с кадрами.
В конце каждого года мы сдавали курсовой фильм. На 2м курсе я защищалась короткометражным фильмом «Дура» о первой любви второклассника, за который Валерий Давидович меня очень хвалил. А в конце года меня отчислили. Но это уже следующий кадр.
Пока можете посмотреть мой первый в жизни короткометражный фильм "Дура" по ссылке ниже (продолжительность 8 мин.)
dzen.ru/video/watch/66e3f6fcfd625d446dbbba10