Если говорить о "Парфюмере", то это произведение всегда воспринималось мной только в формате фильма.
Экранизация "Парфюмера" снятая Томом Тыквером настолько популярна и успешна, что для меня всегда перекрывала собой книгу Патрика Зюскинда, по которой, собственно, и снята. Тем не менее я все же решился взять в руки книгу и прочитать ее.
И не прогадал. Скажу больше, из художественных книг "Парфюмер" кажется мне одной из лучших, которые я читал за последнее время, а за год она бы точно вошла в десятку лучших (может и в пятерку).
По большей части моя оценка основывается на том факте, что книга до невозможности атмосферная.
Вы только посмотрите как Зюскинд описывает город Париж и, в частности, рыбный рынок, используя при этом запахи. Конечно, скажите вы, нет более беспроигрышного приема, чем передавать атмосферу через запахи, а рыбный запах так вообще является одним из самых специфичных. С этим сложно не согласиться, но посмотрите как Зюскинд описывает мать главного героя посреди всего этого.
"Мать Гренуя, которая была еще молодой женщиной, ей как раз исполнилась двадцать пять, и еще довольно миловидной, и еще сохранила почти все зубы во рту и еще немного волос на голове, и кроме подагры, и сифилиса, и легких головокружений ничем серьезным не болела, и еще надеялась жить долго, может быть пять или десять лет, и, может быть, даже когда-нибудь выйти замуж и родить настоящих детей в качестве уважаемой супруги овдовевшего ремесленника... "
Ну не прелесть ли? Я имею в виду описание конечно, а не его содержание. Это описание мастерски дает нам понять с каким временем мы имеем дело, а в купе с описанием вони рыбного рынка где эта почти ни чем не болеющая девушка рожает под прилавком своего пятого ребенка (четыре предыдущих родились мертвыми, кстати) вообще выглядит крышесносно.
Приятного в этом конечно мало, но эмоционально и атмосферно так уж точно.
Во время чтения поймал себя на мысли, что не знаю как относиться к главному герою. Он, конечно, подонок, убийца и одержимый идеей фанатик, но в то же время предстает перед читателем одним из талантливейших и одарённых гениев, притягательных и располагающих к себе.
В последнее время довольно часто можно встретить произведения, где главным героем является отрицательный персонаж (Джокер самый попсовый тому пример), но не могу сказать, чтобы кто-нибудь из них располагал меня к себе. А вот Патрику Зюскинду и его Жану Батисту Греную это удалось. Не то чтоб прям на 100%, но я до сих пор не знаю как к нему отношусь. А такие сомнения дорогого стоят.
Единственной претензией к книге я могу предъявить только просевшую середину произведения. Долго, затянуто и немного скучновато. Но концовка вполне компенсирует просевшую середину.
По большому счету, можно сказать, что в книге два финала. Первый финал полностью разряжает напряженную обстановку, а второй финал заканчивает произведения. И оба эти финала чрезвычайно эпичны и круты. Спойлерить как всегда не буду, лучше прочтите.
Или фильм посмотрите, если вдруг не видели. Он тоже хорош. Но лучше всё-таки прочтите. Очень советую.
Какое ваше мнение о "Парфюмере"? Читали? Смотрели?
Больше рецензий и заметок читайте в ТГ канале "Koreador"