1983 год. Италия. Режиссер – Дэвид Уорт. В ролях: Роберт Джинти, Персис Хамбатта, Дональд Плезенс, Фред Уильямсон
Время апокалипсиса: 1983 год
Причина апокалипсиса: атомная война
Масштаб апокалипсиса: вся планета
Наконец то мы добрались до следующего ископаемого реликта из 1980-х, плода любви двух трэш-студий - американской Royal Film и итальянской Visto International Inc., ответственных за такие вневременные шедевры как «Поезд террора», «Кровавая среда» и «Плач пустыни».
В середине 1980-х на топе были «Звёздные войны» и «Безумный Макс», поэтому продюсеры решили сорвать джек-пот, совместив эти форматы, и смогли создать уникальный в своем роде образец детской постапокалиптики. Возможно, не вполне сознательно.
После разрушительной атомной войны прошло много лет, но человечество так и не оправилось от потрясения. В развалинах укрываются банды вооруженных маргиналов, мирных жителей, похоже, не осталось вовсе, а власть захватила фашистская организация, выбравшая в качестве символа последнюю букву греческого алфавита – «Омега».
Немногословный и безымянный всадник в черном на необычном мотоцикле не планирует свергать правительство, а просто едет мимо (ведь он скопирован с Макса Рокатански). Но обстоятельства, понятное дело, оказываются сильнее.
Роберт Джинти, которого продюсеры «Воина потерянного мира» взяли на главную роль - по-своему интересный вариант, актер, можно даже сказать, трагической судьбы. Он родился в Нью-Йорке, в юности лабал рок с Джими Хендриксом и Дженис Джоплин, учился в Йеле и играл на Бродвее, но так и не стал настоящей звездой, хотя любому другому, вероятно, хватило бы для этого одного знакомства с Джимом Моррисоном.
Джинти выбрал актерскую стезю и, после 10 лет прозябания в низкопробных сериалах, получил главную роль в фильме Exterminator (у нас его переводят как «Мститель» или «Истребитель»), который заработал в прокате внушительные для 1980-го 35 млн долларов, а позже вообще обрёл культовый статус, как один из самых жестоких боевиков 80-х.
Однако вскоре после этого громкого успеха Джинти не взлетел в голливудскую первую лигу к Оскарам и красным ковровым дорожкам, а рухнул в пучину самой лютой итальянской трешатины. В «Воине потерянного мира» он отчасти отрабатывает собственный образ из «Экстерминатора» (только взгляните на постер), но в большей степени воспринимается как бюджетный клон Мела Гибсона или Стива Маккуина.
Сюжет стартует с места в карьер. В первые же минуты фильма герой вступает в противостояние с фашистами на бронированных маслкарах и байках, после них его атакуют панки с арбалетами, а под конец целая банда психов на ржавых монстр-траках в стиле Безумного Макса.
Сценарий как будто написан 12-летним мальчиком, который очень хочет поразить зрителя и в первой же сцене вываливает на него всю красоту: погони, стрельбу, драки, взрывы и автокатастрофы. На создание атмосферы детского утренника очень хорошо работает и боевой мотоцикл героя - он снабжён каким-то волшебным искусственным интеллектом и общается со своим седоком писклявым мультяшным голоском.
Дополняет впечатление оригинальная работа звукооператора. Из экономии ресурсов (полноценный правдоподобный киновыстрел – это трудоемкий и не дешевый процесс) грохот стрельбы заменили на некий электронный звук, имитирующий пальбу из лазерного оружия, который наверняка поверг бы в шок специалистов из команды Джорджа Лукаса. В итоге все перестрелки (а в фильме их множество) выглядят как дворовая войнушка - каскадёры в касках и униформе трясут бутафорскими автоматами, а за кадром при этом звучит характерное «пиу-пиу». В «Приключениях Электроника» такое, наверное, выглядело бы уместно, но только не в как-бы брутальном боевике, где суровые мужики на самодельных болидах разматывают друг-друга по постапокалиптическим трассам.
Впрочем, налажав со стрельбой, итальянские специалисты по спецэффектам реабилитируются с помощью пиротехники. В фильме есть как минимум десяток суперэффектных мощнейших взрывов, достойных лучшего применения. В первом же из них главный герой отправляется к праотцам и оказывается в окружении ангелов в белых одеждах. Вот это поворот!
Однако это оригинальное творческое решение довольно быстро находит несколько разочаровывающее объяснение: герой не погиб, а ангелы – не ангелы, а члены тщательно законспирированной подпольной организации «Новый путь». Ну просто такая вот у них специфическая униформа. Их фашистские враги все в черном, а они в белых простынях на контрапункте. Белоленточники устроили бутафорский взрыв, чтобы таким способом спасти таинственного мотоциклиста от врагов. Ведь он – избранный. Только ему по силам возглавить госпереворот и отобрать власть у фашистских уродов.
Герой поначалу отказывается, но уговорить его берется экзотическая красотка Персис Хамбатта (в 1960-е она чуть было не победила на конкурсе «Мисс Вселенная», чуть позже едва не стала девушкой Бонда в «Осьминожке», и смогла блеснуть в 1979-м, в роли лейтенанта Айлии в полнометражном Стартреке). Тут Хамбатта играет дочь (скорее всего приемную) лидера сопротивления, которая готова на все ради отца. В разумных, конечно, пределах, все-таки у нас тут детский фильм.
После недолгих уговоров начинается чистое безумие и абсолютный восторг: практически непрекращающиеся экшен-сцены, в которых неуязвимый и бесстрашный герой то врывается на базу «Омеги», то участвует в гладиаторских боях, чтобы заслужить уважение местных бандитов, то поднимает народ на восстание. Ему противостоят тысячи штурмовиков, мутанты, змеи, пауки и «МЕГАОРУЖИЕ» – полностью черный бронированный и оснащенный огнеметами 16-колесный грузовик.
А также сам Проссор – коварный престарелый диктатор в исполнении суперзвезды британского кино Дональда Плезенса (это он играл Блофельда в «Живёшь только дважды» и доктора Сэма Лумиса в серии фильмов ужасов «Хэллоуин»). Здесь он явно загримирован под Муссолини, но в отличие от темпераментного оратора Бенито, в основном зловеще помалкивает (вероятно от того, что ему не написали соответствующих реплик).
Диалоги, монологи, да и вообще слова, текст – не самая сильная сторона «Воина потерянного мира». Американский оператор Дэвид Уорт, написавший сценарий и ставший постановщиком «Воина», сделал себе имя, снимая фильмы о боевых искусствах. Он был оператором «Кровавого спорта», режиссером «Кикбоксера» и всю свою карьеру решал проблемы с помощью мордобоя. В «Воине потерянного мира» его творческий метод достиг, можно сказать, своего апогея. Этот фильм можно, и даже нужно, смотреть без звука.
Хотя еще важнее не воспринимать «Воина потерянного мира» всерьез. Или пытаться сравнивать его с настоящими боевиками 1980-х, оригинальным «Безумным Максом», «Терминатором» или «Акирой». Расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие.
Эта карикатурная история о борцах за свободу символизирует свободу сама по себе. Свободу творчества. Свободу от компромиссов и здравого смысла. Свободу от диктатуры больших голливудских студий. Свободу снимать развеселую трэшатину, в которой грудастые негритянки в леопардовых миниюбках мочат упырей в черных балаклавах. Свободу сказать: да здравствует анархия и долой фашистов.
Удачного просмотра.