Найти в Дзене

Как коммерция изувечила кинологию.

Идее силового альфа-доминирования - лет 50, не больше. Еë не было ни в британской школе подготовки ищеек, ни в германской школе дрессировки служебных собак, ни у Лебедева, который привез всë это в Россию, в конце 19 века, ни у Языкова, ни у Мазовера.... Дэвид Мех, с чьей лёгкой руки, а точнее, некорректного исследования, "теория примата грубой силы" у псовых ушла в мир - пытался сам же еë остановить. И вообще пришёл к выводу, что альфа - это совсем не тот, кто "отжмает" себе всë лучшее, а тот, кто заботится, чтобы всë лучшее было у его подопечных. Альфы - заботливые родители, а не диктаторы - в это убеждение вылились 13 лет наблюдений Дэвида Меха за волками в естественной среде. "Ничего личного, только бизнес" - ответили ему издатели и продолжили продавать теорию доминирования. И кембриджские монахи, разводившие немецких овчарок, написали очень популярную книгу "Как стать лучшим другом своей собаки", в которой рекомендовали владельцам использовать " альфа-переворот", как воспитате

Идее силового альфа-доминирования - лет 50, не больше. Еë не было ни в британской школе подготовки ищеек, ни в германской школе дрессировки служебных собак, ни у Лебедева, который привез всë это в Россию, в конце 19 века, ни у Языкова, ни у Мазовера....

Дэвид Мех, с чьей лёгкой руки, а точнее, некорректного исследования, "теория примата грубой силы" у псовых ушла в мир - пытался сам же еë остановить. И вообще пришёл к выводу, что альфа - это совсем не тот, кто "отжмает" себе всë лучшее, а тот, кто заботится, чтобы всë лучшее было у его подопечных. Альфы - заботливые родители, а не диктаторы - в это убеждение вылились 13 лет наблюдений Дэвида Меха за волками в естественной среде. "Ничего личного, только бизнес" - ответили ему издатели и продолжили продавать теорию доминирования.

Спокойнее, спокойнее друзья. Наша сиятельная дама демонстрирует мягкий взгляд, чтоб вы не заподозрили еë в доминировании.
Спокойнее, спокойнее друзья. Наша сиятельная дама демонстрирует мягкий взгляд, чтоб вы не заподозрили еë в доминировании.

И кембриджские монахи, разводившие немецких овчарок, написали очень популярную книгу "Как стать лучшим другом своей собаки", в которой рекомендовали владельцам использовать " альфа-переворот", как воспитательную меру. Правда, во втором издании, "исправленном и обновленном", появилась противоположная рекомендация - не заваливать собаку на спину, не вступать с ней в открытый конфликт. Небезопасно это - писали монахи. Неправильно. Не надо. Вот только приемчик уже ушëл в мир и останавливаться не планировал.

Между первым и вторым изданием книги, в американском медиапространстве появился новый персонаж - "горячий" нищий мексиканец, приглянувшийся дамочке из шоу-биза. Джада Пинкетт Смит быстро оценила его "безбашенность", экзальтированность и яркую внешность. Началась медийная раскрутка Цезаря Милано. Из малограмотных водителей и чернорабочих - в звëзды.

К моменту второго издания книги монахов, у Цезаря за плечами было уже лечение в психиатрической клинике (по поводу недопустимо-агрессивного обращения с женой), три книги, сотрудничество с Ридли Скоттом и подготовка к запуску шоу "Кинолог с Цезарем Милано". Одним словом, продюсерских денег в яркого персонажа было вложено немало. А в Америке принято вложенные деньги окупать, даже несмотря на то, что персонаж показал себя весьма неуравновешенной личностью. Шоу началось и продлилось 8 лет. Погибших и пострадавших от руки Цезаря собак не афишировали, спину шоу-мена прикрывали ловкие адвокаты и щедрые компенсации.

Возможно, за красивыми словами о любви к собаке скрывалась замаскированная, наказуемая, но неизжитая до конца любовь к насилию. Монтажные склейки прятали всë, что нежелательно показывать обывателю. Мексиканский мачо, волшебством телеэкрана, превращался в героя боевика (всë шоу построено по принципам этого жанра, где "хороший герой" легко подчиняет себе "плохих парней в мохнатой шкуре", покусы представлялись, как свидетельство геройства человека и неадекватности собаки, а не как еë самозащита). Производители товаров для животных не скупились на рекламные гонорары и подсчитывали барыши от продаж.

Патрисия МакКоннел заявила, что Милан откинул кинологию на двадцать лет назад. Но кому это интересно, когда растут доходы? Второе издание книги монахов (нет-нет, не надо альфа-переворотов!) прошло практически незамеченным. Идея альфа-родительства выглядела, как тихое семейное счастье, но оно продаётся хуже, чем экшн альфа-доминирования...

На российскую почву зерно вожачества упало в 90-х, проросло в нескольких книгах от известных специалистов-кинологов и стремительном взлёте Антуана Наджаряна (патент на "изобретение" удавки под новым названием, медийная раскрутка через родителей, известных телевизионщиков, красивые слова о любви к собаке и эффектные методы "приручения зверя" через причинение физических страданий и страха. Иначе шоу не сделать, поскольку настоящая коррекция - тихий, медленный, кропотливый труд хозяина, под руководством специалиста, с успехами, откатами, шаг за шагом).

Больше всего мне удивительно, что на идею доминантного альфачества "повелись" люди, получившие классические советское кинологическое образование, где было много научной базы. Словно все достижения отечественного собаководства накрыли пыльной тряпкой и отправили в чулан. А на пьедестал встали люди с удавками и ЭШО (кстати, запущенного в массовое производство тоже в Америке - вот где умеют вышибить доллар из всего, включая страдание).

Прототипы ЭШО применялись и в советских программах подготовки служебных собак. Но очень локально, не всеми и не повсеместно, для быстрого достижения определённых задач и на очень уравновешенных, взрослых, физически, и психически зрелых собаках. А удавок не был и в помине, зато сейчас есть персонажи, "воспитывающие" собак петлей на шее с двухмесячного возраста. И обыватель это "проглатывает", не давится.

Век исследований природы собак закончился жестоким фарсом. Какие уж 20 лет, откат - чудовищный.