Не странно ли, господа хорошие, когда лезгинский народный рисунок «Лезги гъед» («Лезгинская звезда»), технический рисунок которого был нарисован лезгинским художником по ковру, Бесен Нюховой, соткан на хивской фабрике Арифа Сулейманова, представляется последним на Международном фестивале народных художественных промыслов «Хранители традиций» , проходящим в эти дни в г. Дербент, как «еврейская звезда Зейва»? Почему-то господин Ариф Сулейманов выдаёт лезгинский народный рисунок за еврейский. По его словам, этот рисунок изобрели евреи в Красной Слободе и называется «Зейва», по названию татского селения северного Азербайджана. Ариф сказывает свой сказ, а публика вокруг слушает…
На огромное удивление лезгин и вопрос, как же так, ведь весь мир знает этот рисунок как «Лезгинская звезда», Ариф отвечает, что это произошло «по ошибке», «случайно», на самом деле это «еврейская звезда».
Этот случай заставил нас более внимательно присмотреться к Арифу Сулейманову, который, возможно по жизни и очень хороший человек, но много вопросов к тому, как он подаёт ковровые изделия, выставляемые им.
Начнём с того, что практически все ковры, которые производили и производят фабрики Арифа Сулейманова, созданы по техническим рисункам талантливого лезгинского художника по ковру Бесен Багаутдиновны Нюховой (род. корни село Кочхюр) на основе старинных лезгинских орнаментов. Никакого отношения ни табасаранцам, ни тем более, к евреям Красной Слободы, ни к татам, ни к современному Азербайджану, эти рисунки не имеют. Это старинные лезгинские народные рисунки, которые известны всему миру с раннего средневековья. Много лезгинских ковров XVIII-XIX вв сохранились в коллекциях музеев мира и в частных коллекциях в Европе и в США. Задолго до появления евреев Красной Слободы и татов в Кубе, лезгины производили эти орнаменты по всему своему периметру расселения. Лезгинские ковры непросто, если не сказать, невозможно «вычистить» из мировой истории. Они слишком известные и слишком узнаваемые.
Относительно Арифа Сулейманова, ему очень повезло сотрудничать с таким, поистине выдающимся и талантливым человеком, высоким профессионалом своего дела, художником по ковру, Бесен Нюховой (Член Союза художников РД). Благодаря ей, в фабриках Арифа Сулейманова выделываются множество замечательных ковровых произведений на основе лезгинских народных орнаментов. Однако, по каким-то странным соображениям, господин Ариф Сулейманов ни разу нигде не упоминает имя того художника, который создал большинство рисунков «табасаранских» ковров. Очень много лет ковры по лезгинским народным рисунками Ариф Сулейманов представляет по своим орнаментам то как табасаранские, то как азербайджанские. И как мы могли воочию убедиться на днях, представляет даже как еврейские, но лишь бы не представлять их лезгинскими народными орнаментами, каковыми они на самом деле являются и не перестанут ими быть, как бы и кто бы не пытался выдавать их иначе. Как я пишу выше, лезгинские ковры в музеях мира (а не табасаранские, как переписали и эту историю в Дагестане) появились задолго до появления на исторической арене советского Дагестана и Республики Дагестан, как и современного Азербайджана с его «мультикультур». Поэтому тщетны попытки вычеркнуть лезгин из мировой ковровой темы, кто бы не старался.
Почему Ариф Сулейманов ни разу нигде не упоминает имя художника, которая создаёт ему технические рисунки? Ведь это её труд и этот труд стоит признать. Честно и порядочно разве не называть имя художника по ковру, который создал тот или иной рисунок, а представлять ковры «табасаранскими» не только по производству (хотя их ткут и хивские лезгинки, а не только табасаранки), но и по своим орнаментам? Что глубоко нехорошо, мягко говоря, потому что это неправда.
Бесен Багаутдиновна, будучи глубоко интеллигентным человеком, возможно, терпит такое отношение к себе по тем же причинам, как многие лезгины терпят в отношении себя и в Дагестане, и в Азербайджане: не желая портить отношения со своими «друзьями», «братьями и сестрами», закрывая глаза на очевидную несправедливость к себе. Но такое великотерпение лезгин не может продолжаться вечно. Этому должен быть конец. Ведь на кону традиционная культура и народное ковровое искусство, что перешло к нам от наших предков (сберегли или нет, это уже другой вопрос).
Разве это нормально, когда художник более 30 лет сотрудничает с человеком, который не считает нужным упоминать её имя в связи с ковровыми изделиями, которые ткутся на его фабриках по её рисункам?
По своему характеру, Бесен Багаутдиновна не способна на разборки, скорее всего, просто смирилась с происходящим. Однако, если она не требует и молчит, разве это даёт моральное права Арифу Сулейманову опускать везде её имя и не писать на коврах, которые выделываются по рисункам Бесен Багаутдиновны Нюховой, её имя как художника? Спросите любого художника, по ковру ли, по иному направлению ли, как он отнесётся к тому, что по его эскизам и рисункам будут производиться изделия, но его имя не будут связывать с ними? Это как вообще называется?
Пусть Ариф Сулейманов, при всём нашем уважении к себе, задаст себе этот вопрос. И поставит себя на место этого художника. Если он уважает чужой труд и лезгинский народ, то как он может так поступать? Что ему мешало и мешает писать честно на каждом ковре, выделанном по техническим рисункам данного художника, например, «худ. Бесен Б. Нюхова, производство Хивская ковровая фабрика Арифа Сулейманова»?
Чем это так страшно?
Страшно, вероятно, тем, что пресловутый мыльный пузырь, раздутый всеми способами с 1950-х годов в советском Дагестане под названием «табасаранские ковры» лопнет, если мир узнает, что узоры и орнаменты все лезгинские народные, а производство, да, действительно на данный момент оно уже табасаранское и никто этого у них не отнимает. Мы всего лишь хотим, чтобы вещи назывались своими именами, а не обманывали мир вокруг себя, а более всего, самих себя, делая вид, что лезгинских ковров нет, как нет и лезгинских народных узоров, которые ныне, непонятно на каком основании, обозначаются как «табасаранские». Мы с большим уважением относимся к табасаранскому народу и к его труду на этом поприще. Но мы не согласны с тем, что табасаранскими ковры представляются таковыми не только по своему производству, но и по своим рисункам, которые не являются табасаранскими.
В их число входят все основные лезгинские народные орнаменты, начиная от «сафар», «капир», «турар», «ахты», «ахцах марвар», «микрах», «лечет», «кымыл», «зейхур», «алпан» и другие. Все они выдаются за табасаранские и обозначаются или под новыми названиями, или просто как «Табасаран». А те рисунки, которые невозможно выдавать за табасаранские, в частности, «Лезгинская звезда», выдаётся за еврейскую звезду «Зейва».
К сожалению, господин А. Сулейманов не чувствует разницу между Красной Слободой, где, по его словам, «евреи придумали эту звезду» и татами, которые персы по происхождению. К этому стоит добавить, что сами евреи Азербайджана открыто считают себя поздними переселенцами в лезгинскую Кубу с 1830 года, связывают своё переселение с именем Хусейн-хана и Фет-Али-хана, которые разрешили евреям селиться в Кубе. А рисунок «Лезгинская звезда» известен с раннего средневековья, то есть задолго до переселения евреев в зону Кубы. Евреи Красной Слободы не претендуют на лезгинские узоры и никогда не называют «лезгинскую звезду» «еврейской», как за них решил почему-то уважаемый Ариф Сулейманов. То же самое и относительно татов, которые также являются поздними переселенцами, в основном, юга Кубы. То, что многие лезгинские орнаменты были переняты татами, признают сами таты, хотя в Азербайджане, в силу главенствующей национальной идеологии азербайджанского тюркизма, все орнаменты были переименованы в советское время и получили новые (тюркско-татские) названия. Все понимают причины этого явления. Это тюркско-татский симбиоз под названием «азербайджанизм» переписал историю, культуру, искусство так, как ему желаемо. Но обманывать можно только самих себя. Весь мир вокруг понимает, что происходит с любыми коврами в Азербайджане, где они сразу становятся национальными азербайджанскими.
Относительно Азербайджана всем всё ясно. Но когда чужой националистический нарратив перенимается Дагестаном, задаёшься вопросом: в Дагестану это зачем? Почему некоторыми дагестанцам надо вести себя в отношении лезгин подобно азербайджанским националистам, которые на словах «культур-мультур», а на деле не признают ни народного искусства, ни ковров не только за лезгинами, но и за всеми другим нетюркскими народами, проживающими в Азербайджане?
Совершенно непонятно и очень печально, когда представители Дагестана, например, дирекции республиканских музеев намеренно переименовывают лезгинские ковры в своих экспозициях в любые иные, лишь бы не выставлять их как «лезгинские». Это тоже говорит о многом. Что заставляет современных лезгин крепко задуматься о своём будущем в данной республике… Как, например, могут лезгины относиться к тому, что в республиканском государственном музее ИЗО лезгинский ковёр «Лезгинская звезда», сотканный в сел. Микрах в XIX в., много лет принципиально выставляется под названием «Зейва» с примечанием, что «аварцы эту звезду всегда называют персидской звездой».
Интересно, а персы в курсе, что оказывается, существует «персидская звезда»?
В одном случае, еврейская звезда, в другом, персидская…
То есть, лишь бы не признать, что узор, орнамент лезгинский, готовы подарит его кому угодно, то ли евреям, то ли персам, но лишь бы не признать его лезгинским. Курьёзная ситуация, не правда ли.
Но ещё более это глубоко печально.
Делайте выводы сами.
Ш. Пашаева.
12.09.24
На фото ковры, созданные по техническим рисункам Бесен Б. Нюховой: «Лезги гъед» (в кадр попал и сам А. Сулейманов), «Сафар» и «Лечет». Представлены Арифом Сулеймановым (Хивская ковровая фабрика) на Международном фестивале народных художественных промыслов «Хранители традиций» (Дербент) 12-15 сентября.
P/S Бесен Багаутдиновна мой большой друг и специалист высокого класса, редкий человек, очень тонкий, талантливый. Я представлю скоро статью о ней с её изделиями, вышивками. Она не имеет отношения к этой статье, которую я написала на основании впечатлений от первого дня фестиваля в г. Дербент.