Казалось бы, уже одно клавишное вступление к песне «Take On Me» должно было вывести её на вершины хит-парадов. Однако прежде, чем этого добиться, группе a-ha пришлось переписать песню три (!) раза и снять на неё два клипа. Почему? Сейчас разберёмся...
Начать, наверное, стоит с того, что a-ha (писать надо именно так — прописными буквами) — группа норвежская, а из скандинавов на мировой поп-рынок тогда сумела пробиться лишь ABBA. Ядро группы составили два друга детства — Пол Воктор и Магне Фурухолмен, уже игравшие вместе в коллективе BRIDGES.
По их признанию мелодия «Take On Me» была написана ещё в 16-летнем возрасте и поначалу носила совсем другое название «Juicy Fruit Song». Ребята уже пытались вырваться за пределы страны фьордов, но первая попытка покорения Лондона прошла неудачно. Однажды какой-то продюсер, послушавший «Juicy Fruit Song» сказал им: «Ребята, песня на самом деле первоклассная, но если её будете петь вы, то ничего не выйдет».
Ребята к совету прислушались и в группу был рекрутирован старый знакомый по имени Мортен Харкет, обладатель голоса диапазоном в 5 октав и будущий рекордсмен Книги Гиннеса по самой длинной протянутой ноте среди мужчин в поп-музыке (20,2 сек. в песне «Summer Moved On»). Трио назвала себя интернациональным восклицанием a-ha, записала несколько демо и решилась на вторую вылазку в Лондон.
На кассете была и новая версия песни про фрукты, но теперь она называлась «Lesson One». «Lesson One» хотя и напоминала будущую «Take On Me», но в ней был другой припев, другой текст и даже вопль Харкета, имитирующий крик петуха.
Жизнь в Лондоне снова оказалась не радужной. Денег у ребят было в обрез, жили они как бедные студенты — втроём в одной комнате с двумя кроватями, одной работающей лампочкой и протекающим газом. Мортену приходилось даже печь хлеб из капусты и отрубей. Наконец, им улыбнулась удача — владельцу студии Джону Рэтклиффу понравились песни a-ha, он помог им выйти на лейбл Warner и в конце 1983 г. долгожданный контракт лежал у норвежцев в кармане.
Впрочем, радость была снова омрачена неудачами. В октябре 1984 г. та самая перспективная песня очередной раз сменила название на «Take On Me» и была выпущена синглом. Но сингл просвистел, как чайка над фьордом — было продано всего… 300 экземпляров.
Тогда «Take On Me» перемикшировали и в начале 1985 г. снова запустили в продажу. И снова сингл никто не заметил. Поразительно, но компания не отвергла неудачливых викингов и после этого — они верили в перспективность музыки a-ha. «Take On Me» перезаписали третий раз — в результате песня приобрела откровенно коммерческое звучание, весьма далёкое от первоначального замысла музыкантов. Но это был не тот случай, чтобы качать свои права.
Перевод -Yonder:
Мы уже сказали друг другу все слова
У меня их, кажется,
Совсем не осталось
Скажу одно:
Ты сегодня в очередной раз
Пытаешься отстраниться от меня
Но я всё же попробую добиться твоей любви.
Ты не против?
ПРИПЕВ:
Дай мне шанс, всего лишь один
Через день или два
Меня уже не будет
По мне сразу видно
Что я совсем не герой-любовник
Но учась на ошибках
Я потихоньку понимаю, что жизнь не так уж и плоха
Согласись со мной:
Уют и комфорт ничуть не лучше слёз и грусти
ПРИПЕВ.
Твои слова
Что это — правда, или ты
Просто пытаешься развеять мои страхи
Ты — это всё, что останется в моей памяти
Ты отстраняешься от меня
Но я всё же попробую завоевать тебя
ПРИПЕВ.
Но прежде, чем запустить многострадальную песню в продажу, компания решила подключить «тяжёлую артиллерию» и ударить не только по ушам, но и по глазам слушателя. Кстати, на первую версию «Take On Me» 1984 года уже снималось видео, но оно было, что говорится, малобюджетное — и по качеству и по идеям — музыканты на простом синем фоне и силуэт женщины, занимающейся аэробикой. Это явно не годилось для прорыва.
Мортен Харкет:
«В начале восьмидесятых без инновационного видео успех был просто немыслим. 1 августа 1981 с клипа BUGGLES на песню «Video Killed The Radio Star» начинает работу MTV. Со временем клипы превращаются в самостоятельное искусство. В 1984 выходит клип на песню «Thriller» Майкла Джексона, который задаёт совершенно новые правила. 12-минутное видео открывает новые горизонты. Год спустя на этом поприще отмечаются и DURAN DURAN — их клип на песню «Wild Boys» апокалиптичен, сексуален, зрелищен и стоит 1 млн. долларов, что делает его самым дорогим видео того времени. a-ha понимают, что для «Take On Me» нужен клип, который бы затмил всё, что было снято до этого».
В производство был запущен революционный по тем временам клип, сделанный методом ротокопирования — где анимация плавно переходила в натуральные съёмки и наоборот. По сюжету девушка листает комиксы с красавцем-супергероем, и он неожиданно оживает и увлекает героиню в свой нарисованный мир.
На роль была выбрана американская актриса Банти Бэйли, которую на кастинге попросили показать, как бы она отреагировала на руку протянутую из комикса. Впоследствии у Мортена и Банти даже завяжется натуральный роман, но он будет недолгим — девушка уйдёт к другому певцу — Билли Айдолу.
А пока на съёмки клипа отвалили целых 100 тысяч долларов, и длились эти съёмки (под руководством режиссёра Стива Баррона и аниматора Майкла Паттерсона) аж 4 месяца. Но оно того стоило. Клип был запущен в ротацию на MTV за месяц до выхода сингла, и когда он таки вышел, то публика уже была готова к «встрече со звездой».
В один миг a-ha превратились из никому неизвестных ребят в кумиров молодёжи. В июле 1985 г. они с синглом «Take On Me» возглавили американский топ (первые и до сих пор единственные из норвежских исполнителей) и попали на 2 место хит-парада британского. Видео «Take On Me» получило «Грэмми», альбом «Hunting High and Low» вошел в Top15 США (в Британии он стал №2), а фото симпатичных хлопцев появились в комнатах подростков рядом с мордашками DURAN DURAN.
В отличие от масс критика встретила дебют a-ha довольно высокомерно, отведя группе место эдаких «поп-болванчиков». Парням эта роль была неприятна. Позже они говорили, что коммерческое звучание альбома — это дело рук продюсеров, а они, услышав окончательное сведение, даже не узнали своих песен. Впоследствии оседлав волну успеха, они уже станут жестче гнуть свою линию, и каждым следующим альбомом доказывать, что они не «болванчики», а серьёзные талантливые композиторы.
Из интервью с Мортеном Харкетом:
«— Правда, что на самом деле вам не нравится «Take On Me»?
— Нет, но я по-прежнему вижу себе эту песню в другой версии.
— Что-нибудь со струнными?
— Не струнные… я вижу себе более смелый вариант.
— Смелый?
— Одновременно и сильный и бурляще-легкий. Мне кажется, песня, возможно, слишком под влиянием синтетического струнного звука. Но мы совершенно спокойны за «Take On Me». Она победила».
Стоит признаться, я сам поначалу долго судил о группе только по «Take On Me», признавая песню, хоть и приятной, но жутко попсовой. Но, послушав весь альбом того же 1985 года, был неожиданно очарован красотой других песен (далеко не весёлых, а грустных и меланхоличных), среди которых и «Hunting High and Low», и «Train Of Thought», и конечно же знаменитая «The Sun Always Shines on T.V.» («Солнце всегда светит на ТВ»).
Интересно, что снятый на последнюю песню клип начинался, как бы, с финала той истории, что была показана в «Take On Me». Финал, что и говорить, вышел грустным - персонаж Харкета «развоплощался» и возвращался в вымышленный мир. Собственно, о иллюзорном мире телевидения в песне и пелось.
Да, музыку a-ha трудно назвать революционной или необычной, но такого достоинства, как красота, тоже никто не отменял. Поэтому, надеюсь, это не последняя моя статья о песнях a-ha.
Из интервью с Мортеном Харкетом:
«— Раздражает ли вас, что некоторые думают, будто «Take on Me» — ваша единственная успешная песня?
— Нельзя возразить, она и есть наша самая успешная песня. Но не единственная удачная песня. Однако потому что она стала таким культовым хитом, люди вспоминают ее, когда думают о нас. Странно думать, что теперь эта песня — классика диско, и что дети, которые даже еще не родились, когда песня была выпущена, знают ее текст! Я абсолютно понимаю, почему диджеи так любят ставить ее на вечеринках. Она совершенно позитивная
— Какой была бы жизнь, если б не успех «Take on Me»?
— Полной других успехов, вызывающих такие же вопросы».
P.S. Каверы на песню «Take on Me»:
A1 — Take On Me (2000)
Сингл с этим кавером в 2000 году по продажам обогнал сингл Мадонны. Те, кто считал a-ha «сладенькими мальчиками», посмотрите этот клип. Вот здесь мальчики сладки до омерзительности, а сама версия песни банальна. Картину завершает ужасная тётка с ужасным ботоксом.
Northern Kings — Take On Me (2008)
Версия финской симфо-пауэр-группы Northern Kings.
North Korean Style - Take On Me
Аккордеонисты из Северной Кореи зажигают!
***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий