Найти тему
Святые места

Чем отличается мусульманский брак от православного?

Вопрос:

«Чем отличается мусульманский брак от православного?»

Ответ батюшки:

Я считаю, что христианский брак в принципе отличается от любой другой формы брака в любой другой религиозной традиции. Не знаю, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что ни в одной культуре мира, ни в одной стране, ни в одну историческую эпоху брак не рассматривался как исключительный союз одного мужчины и одной женщины, кроме христианства. Это чисто христианское изобретение.

В Ветхом Завете было многожёнство. Господь говорит, что Моисей попустил это по жестокосердию ветхозаветного Израиля. В других культурах были самые разные формы отношений, но так, чтобы именно брак был союзом одного мужчины и одной женщины — это только в христианстве. С точки зрения христианства и мужчина, и женщина являются одинаково равнозначными наследниками Царства Божия, и мужчина, и женщина в полной мере являются венцом творения, являются образом Божьим.

-2

В исламе, как известно, брак допускает многожёнство. Это одно из существенных отличий между нашими религиями. И даже если мы видим семьи, которые мусульмане по религиозной традиции, но они выросли в России и живут в моногамном браке, то это влияние христианства на них.

Например, в Татарстане полигамные браки не очень распространены, в каких-то других регионах России они не очень распространены. Это не потому, что в их культуре это неприятно, а потому что они испытали русское влияние, потому что веками живут вместе с православными. Хотя сам ислам многожёнство не запрещает. Это очевидная разница, сами мусульмане её знают.

И конечно, в христианском браке женщина не должна быть ущемляемой мужем. Недавно в том же Татарстане исламский священнослужитель рассказывал, как можно бить жену.

«Побивание состоит не в том, чтобы как-то травмировать свою жену, побивание имеется в виду, что жена, во-первых, должна понять, что она делает что-то не так. Смысл в том, чтобы не нанести увечье человеку, не оставить синяки, а аккуратно дать понять человеку:

“Остановись, ты делаешь неправильно”.
-3

Если избивает, это уже зульм. Это уже нарушение прав своей жены. Это запрещено в исламе. Вы входите в права других людей, нарушаете права людей. Вы будете отвечать за них в Судный день, и вы будете перед своей женой отвечать. Если жена простит, то для неё это будет благом. Если семья сохранится и в дальнейшем у них хорошая жизнь пойдёт, то, конечно, для неё будет хайром и лучшим путём простить своего мужа и дальше красиво жить.

Если же это продолжается и регулярно происходит, можно обратиться к хазрату, и этот вопрос не оставлять на самотёк. Когда муж постоянно тебя избивает, это не нормально».

Вот он говорит, что с локтя бить можно жену, а вот с плеча бить нельзя. Но мы считаем, что вообще физическое насилие — это зло. Об этом говорил много святитель Иоанн Златоуст, который говорил, что надо вспомнить о том, что она чья-то дочь, папа её растил, мама растила, любили не для того, чтобы ты её избивал.

-4

Конечно, мы считаем, что домашнее насилие — это зло. Это принципиально для нас. Это не нужно допускать, не нужно это разрешать.

И ввиду того, что допустимо многожёнство, вообще меняется принцип понимания брака. Например, в христианстве Господь говорит:

«Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть».

С момента вступления в христианский брак муж и жена — это одно целое.

С этого момента родственники тоже общие. Например, твоя свекровь и свёкор, твоя тёща и тесть для тебя должны быть такими же близкими, как родные родители. Потому что с женой ты становишься в плоти един.

Ислам же не предполагает никакого единства двоих, потому что тут в любой момент может появиться третья, четвёртая жена и так далее.

Сам процесс развода в христианстве обстоит иначе, чем в исламе. В христианстве развод допустим в двух случаях. Первый случай — это гибель супруга, то есть это не развод, а возможность вступить в брак вновь. И второй случай – если тебе изменили, при том, что не важно, кто изменил, мужчина или женщина. Церковное право одинаково во всех вопросах. Оно не делит людей по половому принципу.

-5

То есть, если муж изменил, то по церковным канонам он не имеет права второй раз венчаться, а жена, которая не изменяла, имеет право второй раз выйти замуж. То же самое, если изменила жена, она не имеет права на второе венчание, а муж, который не изменял, такое право имеет. С точки зрения христианства одинаково преступно, что измена жены, что измена мужа. Тут разницы мы не делаем.

И на том свете мы никаких новых интимных союзов в христианстве не предполагаем. Ислам же предполагает, что на том свете будут, помимо твоей жены, у тебя ещё и так называемые гейши.

То есть, если ты просто попал в рай, у тебя две гейши или одна, я точно не помню. Если ты какой-то особенный праведник, то у тебя более 70, с которыми ты вступаешь в сексуальную близость. И со своей женой ты продолжаешь вступать в сексуальную близость. Это как некое особое благословение в раю.

-6

У нас, конечно, такого отношения нет. Христос говорит, что в Царстве Небесном не женятся, не посягают. И обычные наши земные животные инстинкты, в которых мы уподобляемся животным, инстинкт продолжения рода и так далее, в раю уже не действуют с точки зрения христианства, поэтому радость там другая. Радость от благодати Божией, которая всё наполняет, от любви Божией, но никак не от того, что ты удовлетворяешь свой инстинкт продолжения рода.

Потому что мы считаем, что этот инстинкт связан именно с нашей человеческой плотью, земной, падшей. В раю этой потребности удовлетворять свою животную похоть не будет. Вот ещё одно отличие и понимание уже загробных отношений между мужчиной и женщиной.

В общем-то, в чём-то можно найти какие-то схожие линии. И в исламе, и в христианстве измена вроде бы как считается преступлением, но в исламе можно не изменять, просто привести ещё одну жену.

Когда нам говорят, что у нас с мусульманами или с любой другой религией общая этика, общая нравственность, и мы учим добру, говорим об одном и том же — это не так. Этика везде разная. В исламе допустимо многожёнство, в христианстве — не допустимо. Это как один из примеров.

-7

Да, есть некоторые моменты, где мы сходимся во взглядах, и это хорошо. Это то, где мы можем вместе взаимодействовать, например, осуждать однополые союзы и всякие прочие извращения. Они презираются как в исламе, так и в христианстве. Есть и другие вещи, которые с точки зрения как ислама, так и христианства считаются недопустимыми, и вообще с точки зрения любого нормального человека.

Но сейчас Запад навязывает нам какие-то совершенно безумные трансгуманистические идеи, которые не принимают представители любой традиционной религии, будь то буддизм, ислам, христианство или иудаизм. Да, в чём-то мы едины, но далеко не во всём. Так что можно говорить, что в некоторых местах наша этика совпадает, но она не тождественна.

Текст основан на видео с канала "Альвиан Тхелидзе"

Читайте еще: