Найти тему

Непростая судьба одного нестандартного артиста XX века

Наверняка вы неоднократно встречали образ этого необычного человека в интернете. А ведь он существовал на самом деле, и звали его Шлитци Сёртис. Именно этот маленький человечек, ростом в 122 сантиметра, появившийся на свет в одном из кварталов Нью-Йорка – Бронксе, 10 сентября 1901 года, стал героем многочисленных демотиваторов, коллажей, гифок и стикеров, которыми так любит обмениваться современная молодёжь в информационном пространстве. Образ этого необычного американца преодолел почти век, став своеобразным потешным символом, благодаря чему обрёл «новую жизнь».

Это восковая кукла, повторяющая его облик
Это восковая кукла, повторяющая его облик

Главное представление XX века

Это сейчас подобные шоу запрещены во всём белом свете. Но в первой половине XX века на выступления людей с отклонениями стекались целые толпы обычных зевак, даруя владельцам цирков, «музеев» и выставочных залов просто баснословные суммы доходов.

В артисты принимали практически всех, кто значительно отличался от среднестатистического жителя планеты земля – аномально толстых, патологически высоких, искривлённых генетикой и заболеваниями, сиамских близнецов. И конечно же, микроцефалов – людей, с очень маленьким черепом и головным мозгом, которые в обычной жизни не могли обслуживать себя самостоятельно, но были просто отличным зрелищем для избалованной публики.

Именно поэтому в первой половине прошлого века Шлитци Сёртис был знаком колоссальному количеству людей. Впрочем, он не выбирал свою судьбу – микроцефалия является врождённым пороком развития. И при выявлении этого недуга сразу становится понятно, что человек обречён на неполноценную жизнь и очень ограниченное восприятие окружающего мира и знаний.

В какой-то мере Шлитци повезло: несмотря на развитие, эквивалентное развитию трёхлетнего ребёнка, он был намного умнее собратьев по несчастью, отчего смог запомниться и понравиться публике намного больше остальных микроцефалов. Как следствие, принёс баснословные доходы своим хозяевам, опекунами и самому себе.

Более того, у Сёртиса, согласно наблюдениям врачей, изучавшим феномен, была отличная способность к подражанию и прекрасная реакция, что очень редко среди прочих людей страдающих аналогичным недугом, мозг которых способен запомнить всего несколько слов или фраз, а навыки заботы о себе самих находятся в зачаточном состоянии либо полностью отсутствуют.

-2

«Люди с булавочными головками»

На пике популярности, микроцефалов публика называла «люди с булавочными головками». Именно под таким «прозвищем» презентовалось очередное шоу особенных человечков.

К слову, может быть, популярность таких представлений объяснялась тем, что в бурлящем и неспокойном мире шоу микроцефалов привлекало своей добротой и душевностью? Дело в том, что люди с подобными отклонениями полностью неспособны на искреннюю агрессию и злость по отношению к другим людям. По своей сути все они – вечные дети, которые ещё не вошли в возраст жестоких экспериментов над живыми существами и себе подобными. И тем более, как вечные дети, полностью не заинтересованы в алчности, лжи, карьерном росте, злой иронии, зависти и прочих проявлениях современного общества, которыми была просто пропитана публика, приходящая посмотреть на аналогичные шоу.

-3

Путь Шлитци Сёртиса на сцену

О его семье неизвестно ничего. Заезжие циркачи выкупили маленького инвалида у родителей за некоторую сумму денег, прекрасно понимая, какие баснословные деньги может принести подросший Шлитци. И не ошиблись – «владельцы» мальчика, а потом и мужчины, сменялись один за другим, становясь очередными опекунами. И каждому своему «владельцу» маленький актёр приносил большие деньги.

Чаще всего, шпрехшталмейстер (ведущий циркового шоу) объявлял шоу микроцефалов, используя следующие эпитеты: «люди-обезьяны», «последние ацтеки», «недостающее звено эволюции», после чего «люди с булавочными головками» высыпали на сцену, выполняя простейшие упражнения и номера на потеху публики. Но Шлитци выделялся – он нередко выходил на сцену с сиамскими близнецами, бородатыми женщинами и лилипутами, успешно вступая с ними во взаимодействие благодаря своему повышенному уровню развития.

-4

На пике популярности

Шлитци просто обожали зрители за весёлый голос и восхитительную улыбку. Именно поэтому маленький Сёртис побывал на освещённых аренах самых известных цирков США. Но всё это было мелочами, в сравнении с главным триумфом маленького артиста: в 1932 году режиссёр Тод Броунинг снял свой скандально-знаменитый фильм «Уродцы», который был запрещён вплоть до самого последнего времени.

Сюжет фильма – повествование о приключениях и злоключениях бродячей труппы артистов, в которой основное место было отдано людям, имеющим явные физические недостатки. И главные роли исполнили реальные цирковые артисты. В том числе маленький человечек - Шлитци, буквально поразивший зрителей по всему миру своим необычным внешним видом.

Фильм вызвал настоящий скандал – его жарко обсуждали не только кинокритики и чиновники, но и огромная масса зрителей, посмотревших первые сеансы. Вскоре, на фоне разгорающегося скандала, фильм был снят с проката, а Броунинг едва не лишился работы.

Что интересно – Сёртис снялся ещё в нескольких фильмах – «Остров потерянных душ» и «Дети завтрашнего дня». Правда, в первом фильме Шлитци досталась эпизодическая роль пушистого зверька, а во втором – психически нездорового маньяка.

Как считают историки, на счету Сёртиса были и другие роли. Но эти киноленты либо ещё только ждут своего современного зрителя, пылясь на полках частных коллекций, либо уже окончательно утрачены для мировой культуры.

-5

Дружба с шимпанзе и последние дни

В 1935 году в жизни Шлитци появился самый добрый и преданный друг за всю его жизнь – цирковой шимпанзе Джордж Сёртис, который стал напарником маленького человечка на цирковой арене.

Шоу особенного мужчины и особенной обезьяны вызвало настоящий фурор, отчего можно сказать, что в жизни Сёртиса 1935 год стал настоящим прорывом во всех смыслах.

Эта дружба и плодотворное сотрудничество продолжалось долгих три десятилетия, вплоть до 1965 года, пока Джордж не отправился на тот свет. И, к большому сожалению, в это же время на тот свет ушёл очередной хозяин Шлитци, а его дочка не захотела продолжать семейное дело организации цирковых шоу.

Для бедного Сёртиса, который весьма постарел на склоне лет, нашли только один выход – отдали его в психиатрическую клинику на постоянное проживание, несмотря на то, что де-факто этот особенный человечек успел заработать своим владельцам миллионы долларов. Благо, что о судьбе артиста прознал шпагоглотатель и иллюзионист Билл Ункс, которому довелось поработать со Шлитци на одной сцене.

-6

Билл успел вовремя – без возможности радовать публику и заниматься своим любимым делом Сёртис находился в крайне подавленном состоянии. И Ункс потратил немало часов, чтобы убедить врачей отпустить Шлитци вместе с ним, чтобы престарелый артист мог снова выйти на арену и радовать зрителей своим необычным образом и поведением. Нашёлся и новый покровитель – Сэм Александер, который согласился включить микроцефала в своё шоу.

Благодаря неравнодушным людям, Шлитци Сёртис выступал вплоть до 1968 года, в результате чего заработал неплохую пенсию, находясь на полном попечении своих неравнодушных друзей. Но наслаждался покоем недолго – в 1971 году его жизнь оборвала пневмония. Что, впрочем, поставило научное сообщество в очень неудобное положение: доселе считалось, что жизнь людей с подобными отклонениями не должна достигать и 40 лет. Но этот маленький артист прожил 70 лет. Возможно потому, что со всей искренностью любил своё дело – дарить радость людям.

Чтобы не пропустить новые материалы, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц