Ещё одна пани, на этот раз Белая (Чёрной называется Несвижское приведение), стала героиней любителей мистических историй. Рекомендуется подстерегать её во время цветения садов в полнолуние в Лошицком парке на месте слияния двух рек, Свислочи и Лошицы. Именно здесь в 1905 году утонула пани Ядвига, молодая супруга владельца имения, Евстафия Любанского. Что послужило причиной, осталось загадкой. А всё тайное порождает различные домыслы/ сказки/ легенды… Известно только, что брат Ядвиги высказался о происшествии, как о несчастном стечении обстоятельств.
По одной из версий, хозяйка усадьбы была в адюльтере с кем-то, о чём узнал муж. И то ли он потерял разум от ревности и утопил неверную, то ли сама от стыда бросилась в воды, а может, гуляя в одиночестве, упала в приступе эпилепсии– никто уже правды не узнает.
Усадьба, свидетель семейной жизни этой пары, была объявлена в 1988 году памятником истории, культуры и архитектуры. Через почти двадцать лет проведена серьёзная реставрация. Разрушающуюся одноэтажную деревянную часть господского дома (доставшуюся в наследство Евстафию Любанскому ещё от предыдущих хозяев- родственников Прушинских) восстановили в камне, повторив исторический план.
Пристроенная позже двухэтажная часть изначально была каменной, поэтому сохранилась. Внутри сейчас открыт интерьерный музей.
Реставраторы трудились семь лет, по кусочкам восстанавливая ту обстановку, которая была при Любанских.
Когда в 1890 году 37-летний Евстафий женился на 20-летней Ядвиге, он проделал в имении грандиозные преобразования, выполняя пожелание жены о создании центра культурной жизни в их доме. Так и получилось: сюда стекался весь цвет минской интеллигенции. Устраивались балы, приёмы. Новатор Любанский построил на своей территории завод по переработке зерна и картофеля, винокурню, конюшню, разбил парк с плодовыми деревьями, в том числе экзотическими. Его лошади участвовали в выездных выставках, а растения, разведением которых занялась Ядвига, в конкурсах, за что получали медали. Среди красивых садов Евстафий устроил велосипедные дорожки и стал первым в Минске продвигать этот вид спорта. Кроме всего прочего, семья занималась меценатством, благо, средства позволяли. Понятно, что у таких людей устройство усадьбы было на высшем уровне. Каждая комната имела свой стиль. Шикарные печи и камин (дошедшие до наших дней), лучшая мебель, наличие технических новинок в виде ванной комнаты и туалета. Сегодня мы можем увидеть эти бытовые подробности, благодаря историкам и реставраторам.
Раздевшись в сенях, посетители проходили в гостиную, где им подавали напитки и сухие угощения, которые они могли есть, не снимая перчаток (чтобы перчатки сидели как влитые, приходилось даже пользоваться специальными щипцами, об этом я узнала на временной выставке на втором этаже).
Вся старинная мебель и интерьерное наполнение соответствуют времени рубежа 19-го/ 20-го веков.
Раньше было принято, приходя в гости по случаю торжества, дарить сертификат в «Рив-гош» или деньги что-то памятное, представляющее культурную ценность. В небольшой приёмной хозяйки дома можно увидеть пример подобных подарков– картины, шпалеру. За шпалерой, кстати, находится ещё один «секретик» дома. С внешней стороны здания в этом месте глухое окно, о котором тоже есть своя легенда.
На репродукциях интересно рассмотреть изображения интерьеров того времени.
Бальный зал предназначался для танцевальных и поэтических вечеров. Здесь проходило общение аристократии, иногда с элементами игры и флирта.
На балу дамы и кавалеры появлялись в изысканных нарядах с гармоничными аксессуарами. На втором этаже дома, на месте бывших спальных покоев, проходят временные выставки. Одна из них как-раз знакомит с бытом представителей высшего общества 19-начала 20 веков– чем занимались, как одевались, с помощью каких предметов подавали тайные знаки…
Сегодня в бальном зале можно попасть на концертную программу в составе специальных экскурсий, проводимых музеем.
Многие источники утверждают, что в гостях у Любанских бывали знаменитые Дунин-Марцинкевич и Монюшко, но это неправда (так как их уже не было к этому времени), скорее всего, они посещали имение Лошицы гораздо раньше, при Прушинских. А у последних владельцев из известных личностей гостили минские губернаторы, графы Карел Ян Чапский и Мусин-Пушкин А.А. (которым приписывают романы с Ядвигой), Ваньковичи, Войниловичи.
Необычное соседство следующей комнаты наводит на мысль об её уникальности. И правда, для конца 19-го века в Минске такое было редкостью. Ванна по типу римской показывала состоятельность хозяев.
А ещё гордились туалетом с канализационным стояком. Тоже было новшеством на то время. В общем, хорошо жили.
Увлечение восточным искусством прослеживается в будуаре хозяйки. Мебель, фарфор, предметы в стиле шинуазри могли себе позволить только очень богатые люди.
Такие специальные столики использовали для чаепития.
Антикварный шкаф с китайской посудой украшен миниатюрами с изображением различных восточных видов религии: конфуцианства, буддизма, синтоизма.
На одном из приёмов жизнерадостная Ядвига нарядилась гейшей и вела чайную церемонию, развлекая гостей. Ещё до замужества она получила хорошее образование, будучи дочерью предводителя мозырской шляхты (дворянства).
Обои воссозданы вручную. Рисунок обнаружили на маленьком сохранившемся фрагменте, только цвет был не совсем понятен, поэтому реставраторы представили несколько возможных вариантов.
В будуарах дамы прихорашивались, рукодельничали, музицировали, общались с близкими. Рядом с будуаром ещё одна небольшая комната, в которой выставлена фисгармония– популярный в то время клавишно-пневматический музыкальный инструмент, похожий по звучанию на орган.
Общение мужчин происходило обычно в кабинете хозяина дома (бывшему, между прочим, членом государственной думы Российской империи).
На стенах и потолке восстановлена отделка штукатуркой в венецианской технике, имитирующей мрамор.
Дорогая мебель из натурального дерева, шкаф с редкими книгами, всё призвано показать респектабельность хозяина усадьбы.
Но больше всего поражает сохранившийся красивейший камин, заказанный Евстафием Любанским из Риги по проекту берлинского скульптора Пауля Обста. Оказывается, таких каминов в мире сохранилось всего четыре: в Берлине, Вильнюсе, Самаре(!) и Лошице.
На изразце изображена сцена, как глава Аугсбургского торгово-банковского дома Антон Фуггер прощает долг, сжигая векселя императора Священной Римской империи и короля Испании Карла V.
Примыкает к кабинету комната отдыха с коллекцией курительных трубок.
На первом этаже находятся ещё два интерьера: буфетная и столовая. Сюда доставляли готовые блюда из соседнего флигеля. И возможно, по подземному переходу, как утверждает очередная легенда.
Здесь же хранилась вся посуда (понятно, что для этого была специальная мебель).
Любование великолепным шкафом переходит на красивую кафельную печь…
Что-то не то. Кто заметил? 😉
Вот такой привет из СССР 😊. Построили эту печь на месте плиты для разогрева блюд перед подачей.
Столовая завершает обзор жилых помещений первого этажа. Надо отметить, что здесь, как и в сенях, сохранились подлинные деревянные двери, а роспись потолков и стен реставраторы скурпулёзно восстанавливали, расчищая буквально по сантиметрам.
Коридор в помпеянском стиле приводит к лестнице на второй этаж. Там были спальни.
Сейчас, как я уже говорила, здесь проводятся временные выставки, поддерживающие тему ушедших эпох.
Неизвестно, что произошло с Евстафием Любанским после его отъезда из имения в 1913 году.
При советской власти в усадьбе поселился филиал института плодоводства Вавилова. Продолжились работы по селекции. В Лошице был образован и совхоз. В него перешли бывшие господские работники. Винокурня стала советским винзаводом, производившим крепленное вино из яблок.
Под крышей, на чердаке тоже проходят выставки. Посвящены они белорусскому ремеслу и… птицам.
Соломоплетением я восхищаюсь со своего первого знакомства с Беларусью, ещё когда увидела изделия в музее Могилёва. Мой восторг повторился :)
В этом месте я закончу прогулку по усадьбе Любанских, но продолжу во второй части. Ведь надо сходить во флигель (там тоже очень интересно), посмотреть на заводы, вернее то, что от них осталось, погулять по парку и вспомнить печальные события, которые происходили здесь в 20-м веке.