Сам преподобный Серафим Саровский называл эту икону «Всех Радостей Радость» и не расставался с ней практически никогда.
По воспоминаниям современников, выйдя в 1815 году из затвора, батюшка Серафим стал принимать в своей келии всех искавших с ним встречи. Одни жаждали беседы и поучения. А многие, конечно же, нуждались в реальной помощи. После совместной покаянной молитвы и благословения отец Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой «Умиление».
Кстати, в Житие старца говорится, что «обычай его помазывать приходящих беспрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Вот вам и объяснение, почему батюшка Серафим делал только так.
Напомню про известную историю исцеления в том же 1815 году помещика М. В. Мантурова, долгое время страдавшего от ужасных язв на ногах. Когда этот богач понял, что исцелен, от неистовой радости он бросился лобызать ноги отца Серафима. На что старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему, да Пречистой Его Матери даждь благодарение».
В Житие старца Серафима Саровского много и других похожих случаев исцелений. Так, крестьянка из Владимирской губернии избавилась от болезни суставов, крестьянин М. Б. Из с. Автодеева Ардатовского уезда наконец-то получил спасение от последствий жестокого удара, а будущего монаха Саровской пустыни Александра перестала беспокоить ушная болезнь.
- Все бывавшие в келии батюшки непременно обращали внимание на большое количество зажженных свечей и лампад. И, конечно, спрашивали его об этом. На что отец Серафим со свойственным ему терпением отвечал:
«Если кто имеет веру ко мне, убогому Серафиму, то у меня за сего человека горит свеча пред св. иконою. И если свечка падала, это было для меня знамением, что человек тот впал в смертный грех. Тогда я преклоняю свои колена пред благоутробием Божиим».
А. М. Мантурова вспоминала рассказ мужа, как во время его беседы с отцом Серафимом вдруг чудесно сами собою зажглись лампады перед келейным образом старца. Видя удивленный взгляд собеседника, преподобный сказал:
«Что ты видишь, батюшка, ты не дивись тому и не бойся, то так должно быть».
На все вопросы своих гостей всегда отвечал батюшка Серафим. И лишь один, очевидно, считал некорректным. А как по его мнению - является ли икона чудотворной? Но, стоит отметить, ответ и на него все же дал:
«Худо и вредно для нас желание исследовать таинства Божии, недоступные слабому уму человеческому, например, как действует благодать Божия чрез святые иконы, как она исцеляет грешных, (…) и не только тело их, но и душу».
- Напомню, что батюшка Серафим и ко Господу отошел в коленопреклоненном состоянии и в молитве пред своим любимым образом Богоматери «Умиление». Случилось это 13 января 1833 года в Свято-Успенской Саровской пустыни Тамбовской губернии. Было ему 78 лет.
Не могу не сказать, что еще при жизни старец дивеевским сестрам неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери «Умиление»:
«Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
После смерти преподобного Серафима настоятель Саровской пустыни иеромонах Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители. С тех пор икона действительно стала Верховной Игуменьей монастыря. Настоятельницы считаются наместницами Верховной Игуменьи, и их место в храме — за большим киотом с этой иконой.
- Но мой рассказ об этом образе будет незаконченным, если не сказать о том, как пережила келейная икона преподобного Серафима годы гонений на Святую Церковь.
Эта святыня бережно передавалась из рук в рук истинно верующих россиян, благодаря чему и была спасена. В настоящее время икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, находится в Москве, в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Раз в год , в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.
Аналогичный образ есть и в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. Написанный дивеевскими сестрами на рубеже XIX и XX веков с иконы батюшки Серафима, он принял на себя ее чудотворные свойства.
Тропарь,глас 4
К Богородице со умилением припадем, вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.
Кондак,глас 3
Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Молитва пред иконой Божией Матери «Умиление»
О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.