Найти тему

Синдром дяди Васи

Он же синдром Главного специалиста. Очень распространенное явление для высокотехнологичных отраслей. В отраслях умеренно технологичных тоже встречается, но заметно реже. Заключается в том, что ключевыми знаниями или компетенциями в компании обладает 1 (Один) человек. Обычно он занимает должность главного специалиста, ведущего специалиста или что-то вроде того. Для иллюстрации - пример из реальной жизни. На переговорах в одном из крупных холдингов по переработке молока зашла речь о ключевых компетенциях. На вопрос "Как у вас организован мониторинг качества сырья?" генеральный директор ответил: "У нас есть дядя Вася". Оказалось, что дядя Вася - главный специалист по контролю качества, 62 лет от роду. Каждое утро он принимает на заводе порядка 50 молоковозов. Забирается на каждый, берет специальным черпаком пробу молока и на вкус определяет, что делать из молока этой партии - кефир, ряженку, творог или сметану. Заменить его некому, другого специалиста на предприятии нет. Поинтересовались - что случится если дядя Вася заболеет, уволится или уйдет на пенсию? Генеральный сказал, что даже думать в эту сторону опасается. Такой вот показательный эпизод. Позже доводилось неоднократно сталкиваться с подобной ситуацией. Практически всегда ставка на единственного специалиста оправдывалась дефицитом хороших кадров. Несмотря на огромные риски.

Выход из ситуации банальный - нужно иметь "запасной вариант". Например, готовить заместителя главному специалисту. Конечно, носители критически важных знаний неохотно ими делятся - боятся конкуренции. Тут требуется настоящее искусство руководителя - интересы ведущего специалиста привести в соответствие с интересами компании или проекта. Весьма полезная опция - требовать от носителей критических знаний и компетенций фиксировать их в письменном виде максимально подробно. Несмотря на все возражения со стороны ведущих специалистов. Это должно быть обязательной частью условий найма.

Единственный и незаменимый специалист может быть конкурентным преимуществом компании, но только до той поры, пока он работает на компанию. Не являются редкостью ситуации, когда главный специалист "сливает" технологические секреты третьим лицам, как правило, не безвозмездно. Или просто "обиделся" и ушел, не оставив компании возможность использовать наработанные технологии без него. Или даже шантаж: "Если не увеличите мне зарплату в два раза, уйду к конкурентам!". Чтобы минимизировать подобные риски, критически важные знания должны существовать в "отчуждаемой форме" от их носителя. Это одна из аксиом управления знаниями. Если вы можете потерять критические знания безвозвратно в любой момент - вы ими не управляете!