Как же сладко звучит фраза: "Россия профинансировала более 3 тысяч проектов в Киргизии на сумму 707 млн долларов". Конечно, когда ты живёшь в стране, где, по счастливой случайности, все дороги идеальные, медицина бесплатная и доступная, а пенсионерам только что не раздают премии на улицах — почему бы не потратить несколько сотен миллионов на что-нибудь полезное... в другой стране?
Ну что ж, давайте разберёмся, что же такого важного было сделано за эти деньги в Киргизии. Начнём с 2,4 млрд рублей, потраченных на очистку уранового следа. Звучит как эпическое спасение экологии всей планеты, правда? Только вот, почему-то на этот героический подвиг пришлось скинуться не киргизским налогоплательщикам, а российским. Как-то это неправильно, не находите? Ведь когда в наших собственных городах мусорные полигоны захватывают больше территории, чем новостройки, почему-то героические спасатели урановых следов остаются в стороне. Видимо, спасать свою природу — это слишком скучно и не престижно. А вот поехать в Киргизию и там навести порядок — вот это настоящая дипломатия!
Дальше — больше. Ремонт и строительство киргизских школ. Ну что ж, если учесть, что в России каждая школа просто сверкает от современного оборудования, новые учебники каждый год, а учителя получают такие зарплаты, что уже даже забыли, как это — работать на второй и третий ставки, то почему бы не отправить несколько миллиардов рублей на обустройство школ за границей? Ведь киргизские дети тоже заслуживают на обед горячий борщ, который оплачивается из российских налогов. А что наши школьники? Они же как-то выживут с этими макаронами из столовой.
Кредитование малого бизнеса по низкой ставке — это вообще что-то из разряда фантастики. Когда последний раз вы слышали о кредите в России, который можно взять "по очень низкой ставке"? Видимо, в Киргизии, где "запрещают своим банкам проводить платежи без реальных поставок и отказываются обрабатывать платежи из России", малый бизнес так отчаянно нуждается в поддержке, что московские чиновники решили проявить чудеса альтруизма. Ведь как можно не помочь? А то, что в апреле там запретили использование карт МИР, — это, конечно, мелочи. Главное, чтобы у них малый бизнес процветал.
Но вот вопрос: почему мы, имея свои проблемы, словно первоклассный "богатый дядюшка", кидаем миллиарды на поддержку стран, которые не то чтобы горят желанием нам помогать в ответ? Разве не странно, что, финансируя их проекты, мы получаем такие "теплые" жесты, как запрет на использование наших карт и блокировку платежей?
Мягкая сила — это, конечно, чудо внешней политики, но когда эта "мягкость" превращается в готовность терпеть любые оскорбления и продолжать поддерживать тех, кто откровенно нам не рад, возникает вопрос: а не слишком ли мы гибкие?
Ведь когда российские пенсионеры годами ждут индексации пенсий, а молодёжь вынуждена выплачивать бешеные проценты по ипотекам, очень уж странно наблюдать, как наши миллиарды утекают куда-то вглубь Центральной Азии, не оставляя за собой даже благодарности.
"Напомним, что эти деньги были выделены республике, запрещающей своим банкам проводить платежи без реальных поставок" — это как удар по собственному лицу. Киргизия даже не пытается скрыть, что её интересы далеко не совпадают с нашими, но, несмотря на это, Россия продолжает помогать. Да, возможно, это и есть тот самый "великий" смысл "мягкой силы", но стоит ли она тех денег, которые могли бы быть вложены в собственное развитие?
Нельзя не вспомнить про инфраструктуру в России, где иногда кажется, что дороги у нас строят по тем же планам, что и в конце прошлого века. Или про больницы, которые просто задыхаются от нехватки средств. И вот тут возникает вопрос: может, стоит сначала решить свои проблемы, прежде чем спасать мир?
Может, вместо того, чтобы строить школы в Киргизии, стоит построить новые в России? Или вместо урановых следов там, заняться ликвидацией мусорных свалок тут? Ведь в конце концов, благотворительность — это замечательно, но только тогда, когда дома всё в порядке. А пока что мы щедро раздаём миллиарды, оставаясь с кучей собственных нерешённых вопросов.
Правительство конечно, как всегда, всё объяснят и найдут оправдания. Скажут, что это стратегическая необходимость, что без этого мы потеряем влияние. Но разве это влияние стоит таких жертв, когда собственные граждане видят, как деньги их налогов утекают за границу, не принося пользы в ответ?
Может, пора пересмотреть приоритеты? Ведь страна — это не только внешняя политика, но и забота о своих людях. И если мы можем найти миллиарды для Киргизии, почему бы не найти их для России?