Найти тему
АвТОгус

А давайте сравним "Москвич 407/403" и "Москвич 408".

К большому сожалению внедрение и разработка новых моделей машин никогда не была сильной стороной советского автопрома. Модельный ряд обновлялся не часто. А учитывая условия, в которых приходилось работать отечественным инженерам, появление новых автомобилей вообще можно назвать чудом.

Возьмем, для примера, "Москвич-408". Вроде бы это была совершенно новая модель. Но давайте как посмотрим как она разрабатывалась. Еще в 1959 году на Московском заводе малолитражных автомобилей(МЗМА) начались работы по созданию модели с индексом 408. У него, прежде всего, должен был появится новый кузов. В том же 59-м предприятие готовит 25-ть опытных автомобилей. Именно на них конструкторам и инженерам предстояло отработать и испытать узлы и агрегаты. Фактически через два года, дело было

в 1961 году новая машина была показана государственной комиссии, после чего была рекомендована к производству.

-2

Вы сами помаете, что запуск любого нового автомобиля дело довольно сложное и затратное. Учитывая тот факт, что привычного нам сегодня конвейера на МЗМА не было, то пришлось не только расширить производственные площади, но и серьезно поменять технологию производства. Потребовались новые прессы, сварочные аппараты и многое другое. При этом не стоит забывать, что параллельно шел, пусть и не гигантскими тиражами, выпуск "Москвич-407".

-3

И вот тут начинается самое интересное. Все работы по внедрению и отработке новинки начались только в 1961-м. Причем из-за несовершенства производства и отсутствия достаточного финансирования предприятие было вынуждено разбить все работы на три этапа. Причем замена узлов и агрегатов начала происходить еще на модели 407, ее не зря называют переходной. Позднее, с появлением 403-го на него стали устанавливать новую подвеску, потом двигатель и только к 1964 автомобиль получил принципиально новый кузов.

-4

Первый "Москвич-408" сошел с конвейера 1 августа 1964 года. Но лишь практически через год, в июле 1965 производство 403-го было свернуто. Они собирались параллельно. Кстати аналогичная ситуация произойдет и с моделью 412. Но там все было еще хуже. У завода не было новых моторов. Впрочем, сегодня мы не про это.

Главным отличием от предшественника у модели 408 конечно же стал кузов. Гнутые панорамные лобовое и задние стекла. "Модные" плавники крыльев и серпообразный задние фонари. Головное освещение получило сразу два варианта, четырех- и двух-фарное. При этом габариты новинки остались прежними, но на 30 мм увеличилась коленная база, шире стала передняя колея(18 мм) и задняя(7 мм). Больше стало места и в салоне, особенно на заднем диване. Этого удалось достичь благодаря изменение надкрылка.

Передние сидения получили всевозможные регулировки. Изменилась и панель приборов. Впервые на Москвиче появилась печка которая могла забирать воздух как за бортом, так и из салона. Вентилятор стал больше и получил новый, более мощный привод. Педали стали не напольными, как у 407-го, а подвесными. Стал больше и багажник, покатая крышка предшественника сильно скрадывала полезный объем. А вот у 408-го крышка была ровной. А вот горловина бензобака так и осталась на прежнем месте.

Казалось бы новая модель должна была получить и новый мотор, не зря же индекс был 408, именно такое обозначение получил и силовой агрегат. Но это не так, или не совсем так. Работы по модернизации мотора объемом 1360 см3 начались еще на модели 407-ь. Но если быть честными, то история этого мотора началась даже не в 50-х годах, а самом конце 30-х, когда на фирме Opel представили мотор который перекочевал сначала в довоенные модели этой фирмы, потом на советский завод МЗМА. А позднее нижнеклапанный силовой агрегат модернизировали и сделали верхнеклапанным. Фактические изменения у модели 408-ь были следующими.

-5

Новый двухкамерный карбюратор, новая система впуска, новый коленчатый вал, шатунные и коренные вкладыши и установленный так же по новому масляный фильтр. Коробка так же перекочевала с модели 403, но привод сцепления отныне стал гидравлическим, а не механическим. Стоит отметить и то, что в отличие от "Москвич-403" у новинки появился новый рычаг привода коробки передач. Для справки последние автомобили с индексом "Москвич-408" сошли уже с конвейера АЗЛК аж в 1982 году! Справедливости ради нужно отметить, что индекс был изменён согласно новой отраслевой нормали и звучал как 2138, но мотор был все тот же самый.

Что касается подвески, то она осталась точно такой же как на моделях 407/403. Передняя подвеска пружинная, независимая с поперечными рычагами, бесшкворневая. Задняя - листовые рессоры. Но у новинки они стали длиннее(50 мм) и шире(5 мм), и конструкторам наконец-то удалось убрать так надоедавший скрип, за счет пластмассовых прокладок.

-6

Даже рулевое управление было точно таким же как на предшествующих моделях. Правда радиус поворота был сокращен аж на целый метр, правда по сравнению с 407-м Москвичом. Но в точности копировал механику 403-го.

-7

Так был ли новым новый "Москвич-408"? Вопрос конечно сложный и однозначного ответа не него получить нельзя. Из-за недостаточного финансирования, как уже отметил в самом начале статьи, отечественные инженеры и конструкторы просто вынуждены были использовать и дорабатывать в соотвествии с новыми реалиями уже устаревшие узлы и агрегаты. Не принадлежи завод государству и имей он конкурентов, да и распоряжайся МЗМА/АЗЛК прибылью по своему усмотрению, глядишь и модельный ряд был бы шире. Но мы имели именно то, что имели. И рапорты о том, что московское предприятие вышло на объем 200 тысяч машин в год, сегодня кажутся довольно смешными.

А вы знаете, что Москвич 407 собирались продавать в США?

Фотографии использованные в статье - сайта AUTOWP и ТАСС