К большому сожалению внедрение и разработка новых моделей машин никогда не была сильной стороной советского автопрома. Модельный ряд обновлялся не часто. А учитывая условия, в которых приходилось работать отечественным инженерам, появление новых автомобилей вообще можно назвать чудом.
Возьмем, для примера, "Москвич-408". Вроде бы это была совершенно новая модель. Но давайте как посмотрим как она разрабатывалась. Еще в 1959 году на Московском заводе малолитражных автомобилей(МЗМА) начались работы по созданию модели с индексом 408. У него, прежде всего, должен был появится новый кузов. В том же 59-м предприятие готовит 25-ть опытных автомобилей. Именно на них конструкторам и инженерам предстояло отработать и испытать узлы и агрегаты. Фактически через два года, дело было
в 1961 году новая машина была показана государственной комиссии, после чего была рекомендована к производству.
Вы сами помаете, что запуск любого нового автомобиля дело довольно сложное и затратное. Учитывая тот факт, что привычного нам сегодня конвейера на МЗМА не было, то пришлось не только расширить производственные площади, но и серьезно поменять технологию производства. Потребовались новые прессы, сварочные аппараты и многое другое. При этом не стоит забывать, что параллельно шел, пусть и не гигантскими тиражами, выпуск "Москвич-407".
И вот тут начинается самое интересное. Все работы по внедрению и отработке новинки начались только в 1961-м. Причем из-за несовершенства производства и отсутствия достаточного финансирования предприятие было вынуждено разбить все работы на три этапа. Причем замена узлов и агрегатов начала происходить еще на модели 407, ее не зря называют переходной. Позднее, с появлением 403-го на него стали устанавливать новую подвеску, потом двигатель и только к 1964 автомобиль получил принципиально новый кузов.
Первый "Москвич-408" сошел с конвейера 1 августа 1964 года. Но лишь практически через год, в июле 1965 производство 403-го было свернуто. Они собирались параллельно. Кстати аналогичная ситуация произойдет и с моделью 412. Но там все было еще хуже. У завода не было новых моторов. Впрочем, сегодня мы не про это.
Главным отличием от предшественника у модели 408 конечно же стал кузов. Гнутые панорамные лобовое и задние стекла. "Модные" плавники крыльев и серпообразный задние фонари. Головное освещение получило сразу два варианта, четырех- и двух-фарное. При этом габариты новинки остались прежними, но на 30 мм увеличилась коленная база, шире стала передняя колея(18 мм) и задняя(7 мм). Больше стало места и в салоне, особенно на заднем диване. Этого удалось достичь благодаря изменение надкрылка.
Передние сидения получили всевозможные регулировки. Изменилась и панель приборов. Впервые на Москвиче появилась печка которая могла забирать воздух как за бортом, так и из салона. Вентилятор стал больше и получил новый, более мощный привод. Педали стали не напольными, как у 407-го, а подвесными. Стал больше и багажник, покатая крышка предшественника сильно скрадывала полезный объем. А вот у 408-го крышка была ровной. А вот горловина бензобака так и осталась на прежнем месте.
Казалось бы новая модель должна была получить и новый мотор, не зря же индекс был 408, именно такое обозначение получил и силовой агрегат. Но это не так, или не совсем так. Работы по модернизации мотора объемом 1360 см3 начались еще на модели 407-ь. Но если быть честными, то история этого мотора началась даже не в 50-х годах, а самом конце 30-х, когда на фирме Opel представили мотор который перекочевал сначала в довоенные модели этой фирмы, потом на советский завод МЗМА. А позднее нижнеклапанный силовой агрегат модернизировали и сделали верхнеклапанным. Фактические изменения у модели 408-ь были следующими.
Новый двухкамерный карбюратор, новая система впуска, новый коленчатый вал, шатунные и коренные вкладыши и установленный так же по новому масляный фильтр. Коробка так же перекочевала с модели 403, но привод сцепления отныне стал гидравлическим, а не механическим. Стоит отметить и то, что в отличие от "Москвич-403" у новинки появился новый рычаг привода коробки передач. Для справки последние автомобили с индексом "Москвич-408" сошли уже с конвейера АЗЛК аж в 1982 году! Справедливости ради нужно отметить, что индекс был изменён согласно новой отраслевой нормали и звучал как 2138, но мотор был все тот же самый.
Что касается подвески, то она осталась точно такой же как на моделях 407/403. Передняя подвеска пружинная, независимая с поперечными рычагами, бесшкворневая. Задняя - листовые рессоры. Но у новинки они стали длиннее(50 мм) и шире(5 мм), и конструкторам наконец-то удалось убрать так надоедавший скрип, за счет пластмассовых прокладок.
Даже рулевое управление было точно таким же как на предшествующих моделях. Правда радиус поворота был сокращен аж на целый метр, правда по сравнению с 407-м Москвичом. Но в точности копировал механику 403-го.
Так был ли новым новый "Москвич-408"? Вопрос конечно сложный и однозначного ответа не него получить нельзя. Из-за недостаточного финансирования, как уже отметил в самом начале статьи, отечественные инженеры и конструкторы просто вынуждены были использовать и дорабатывать в соотвествии с новыми реалиями уже устаревшие узлы и агрегаты. Не принадлежи завод государству и имей он конкурентов, да и распоряжайся МЗМА/АЗЛК прибылью по своему усмотрению, глядишь и модельный ряд был бы шире. Но мы имели именно то, что имели. И рапорты о том, что московское предприятие вышло на объем 200 тысяч машин в год, сегодня кажутся довольно смешными.
А вы знаете, что Москвич 407 собирались продавать в США?
Фотографии использованные в статье - сайта AUTOWP и ТАСС