как замечательно, что бронзовые статуи всё ещё умудряются создавать больше шума, чем королевские церемонии! И вот, на этот раз скульптор из Белфаста Энт Бреннан, возможно, даже сам того не подозревая, стал эпицентром самого обсуждаемого события в мире монархической Британии. Двухлетняя годовщина смерти королевы Елизаветы II, которая, казалось бы, должна была пройти с печальной торжественностью, неожиданно превратилась в фарс благодаря одному "шедевру" в саду замка Антрим. Как говорится, вторая жизнь монархов теперь на века запечатлена в бронзе... только вот проблема в том, как именно.
Местные жители, привыкшие к высокому уровню почитания своих королевских особ, увидев этот памятник, явно были не готовы к такой "вольности". Ведь что может быть страшнее для британцев, чем грубо нарушенные пропорции королевской пары? "Филипп был намного выше своей супруги, а скульптуры почему-то выполнены так, что фигуры почти одного роста" — негодует народ, забывая, что бронзовые статуи — это не зеркальное отражение реальности, а скорее художественная интерпретация. Но разве для королевы и её подданных такие оправдания работают?
А ведь всё начиналось так трогательно. Бреннан решил запечатлеть монархов в моменте, который символизирует их долголетнюю преданность друг другу и государству. Пара на закате жизни, рядом с их обожаемыми корги — картинка, достойная любой монархической идиллии. Вот только, по мнению британцев, что-то пошло не так. Они, конечно, ожидали увидеть "Её Величество в достойной позе, отражающей её изящество и стойкость," как заявили представители властей Антрима, но то, что получилось в итоге, вызвало скорее бурю эмоций, чем аплодисменты.
"Поглумились над королевой!" — пишут в Сети. И тут сложно сдержать улыбку. Когда статуи вызывают такой шквал негодования, это уже не просто произведение искусства — это национальная драма. Бреннан, вероятно, думал, что его работа станет символом вечной любви и преданности, но вместо этого получил звание "оскорбителя королевской памяти". Ведь для британцев любое отклонение от привычного образа монарха — это уже преступление против традиций.
Но что же такого в этой статуе, что вызвало столь бурные эмоции? Дело, как выясняется, не только в разнице роста между королевой и принцем Филиппом. "Внешнее сходство весьма неубедительно," — говорят критики. В этом и заключается настоящая проблема: статуя, призванная быть символом достоинства и вечной монархической стабильности, вдруг оказалась на грани карикатуры. Королева, которой при жизни удавалось сохранять величие даже в самых сложных ситуациях, теперь выглядит так, будто её просто "подправили" для удобства. Ну а принц Филипп, судя по всему, потерял свои знаменитые сантиметры в росте на благо художественного баланса.
Конечно, это далеко не первый раз, когда памятники королевским особам оказываются в центре внимания, но редко когда они вызывают настолько единодушное негодование. Вспомнить хотя бы "челябинскую Аленку," как метко заметил Telegram-канал Admin.Anshlak. Там тоже всё началось с желания почтить память, а закончилось общественным осмеянием. Видимо, даже величайшие скульпторы иногда забывают, что работа с бронзой требует не только мастерства, но и чуткости к общественным настроениям.
И вот тут мы подходим к самому интересному. Ведь памятники — это не просто кусок металла, это символы. И если символы не соответствуют ожиданиям общества, начинается настоящий социальный взрыв. Вспомните памятник принцессе Диане в Кенсингтонском саду — его тоже раскритиковали. Там неважно, насколько искусно выполнена скульптура, главное — это эмоции, которые она вызывает. И если эмоции вместо благоговения приводят к сарказму, то это уже настоящая катастрофа для тех, кто хотел увековечить память.
Возвращаясь к королеве Елизавете II и принцу Филиппу, стоит отметить, что их фигуры — это не просто история двух людей. Это символ британской монархии, её стойкости, её величия. И когда этот символ вдруг оказывается "неубедительным", общество видит в этом нечто большее, чем просто неудачную работу скульптора. Для многих это оскорбление самой идеи монархии, словно сам бронзовый металл решил поглумиться над тем, что казалось вечным и нерушимым.
Так что же делать с этим "шедевром"? Вероятно, как и в случае с многими другими спорными памятниками, со временем люди привыкнут. Возможно, даже начнут воспринимать его с иронией, как некий символ того, что даже королевские статуи могут ошибаться. Но в ближайшее время этот памятник останется напоминанием о том, что искусство и общественное мнение — это всегда тонкая грань, которую легко переступить.
И в этом весь парадокс: памятники призваны увековечить память, но иногда они становятся причиной для её пересмотра.